Медиакарта
18:40 | 12 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Не только штык, но и колос врага колет…

Не только штык, но и колос врага колет…
17:21 | 07 апреля 2010

Война прервала мирный созидательный труд людей, потребовала решительной перестройки всей жизни на новый лад. Необходимо было подготовить боевые резервы для армии и флота, оказать максимальную помощь фронту. И в этих тяжёлых условиях колхозники самоотверженно выполняли свой гражданский долг. Труженики села понимали, что не только штык, но и колос врага колет. С первых же дней войны среди колхозников развернулось патриотическое движение за досрочную сдачу государству сельскохозяйственных поставок и досрочное погашение подписки по государственным займам. А с 1942 года разгорелось Всесоюзное социалистическое соревнование между колхозами, совхозами, МТС. Практически с начала войны сельские женщины стали привлекаться к работам на тракторах.

Садились за штурвал девчата

Одной из первых женщин- трактористок в Тобольском районе была Ирина Ивановна Василькова, жительница с. Верхние Аремзяны. Родилась Ирина в крестьянской семье, окончила здешнюю семилетку. Трудовую деятельность начала с работы в колхозе. В годы войны её направили на курсы трактористов, а затем комбайнёров. После учёбы девушка работала на прицепном комбайне «Коммунар». Семь лет она водила комбайн на аремзянских полях.

Проблем с техникой было много. Зимой приходилось ходить пешком в Абалак, где базировалась МТС, там и проводили ремонт. В каких неимоверно трудных условиях работали женщины! Тракторы и комбайны приспособлены под габариты мужчин, попробуй дотянись до педали и руля! Были сложности и в управлении другой техникой.

В 1943 году Абалакская МТС обслуживала 41 колхоз, в том числе и хозяйства Верхнеаремзянского сельсовета. В здешнем парке стояли тракторы СТЗ и ХТЗ, «Универсал», гусеничные, СТЗ- «Нати», ЧТЗ, газогенераторные, комбайны. А ещё плуги, бороны, сеялки, картофелесажалки, культиваторы, льнотеребилки, молотилки, зерноочистительная установка и корчевальные машины…

Комбайны работали на бензине, которого катастрофически не хватало. А для тракторов топливом служили чурки. Девчатам-тракторист-кам приходилось заготовлять их для своих «железных коней». За работу трактористы получали регулярно зарплату, а за перевыполнение норм – премию.

Всё для фронта, всё для победы!

Одной из самых трудоёмких отраслей сельского хозяйства было животноводство, где приходилось трудиться круглый год. Фактически всё здесь делалось вручную. Война потребовала для снабжения армии большого количества скота и продуктов животноводства.

В те годы кроме сельскохозяйственной продукции труженики села отправляли фронтовикам посылки и праздничные подарки, тёплые вещи. Они перечисляли в Фонд обороны личные сбережения, а также деньги, заработанные на субботниках и воскресниках.

В военный период на заседаниях исполнительного комитета Верхнеаремзянского сельсовета депутатов трудящихся Тобольского района решались разные вопросы. Например, неоднократно рассматривали заявления многодетных матерей «о выдаче справок на предмет получения государственного пособия по многодетности». Остро стояли вопросы о подготовке колхозов к посевной и уборочной кампаниям, об обеспечении колхозников питанием на полях, их медицинском обслуживании.

На заседаниях говорили также о предупреждениях, взысканиях и взимании штрафов с председателей колхозов, о срыве поставок сельхозпродукции фронту. В протоколе №3 от 7 февраля 1942г. записано, что товарищ Пургина задаёт вопрос агитаторам о создании танковой колонны «Боевые подруги», о подарках в Красную Армию, о сборе тёплых вещей. Её поддержали все члены исполкома. На создание танковой колонны «Омский колхозник» селяне собрали 1630 рублей.

В годы войны на территории Тобольского района развивалось не только сельское хозяйство, но и другие промыслы. Например, Тобольский промкомбинат оборудовал в Верхних Аремзянах производство по выработке мыла из отходов рыбной промышленности и золы. Первые сваренные 120 килограммов мыла были вполне пригодны для стирки белья. Предполагалось, что продукция пойдёт в продажу через сеть райпотребсоюза. К сожалению, сведений о том, удалось ли развивать этот промысел дальше, нет.

Любопытно, что в эти же годы на территории Верхнеаремзянского сельсовета развернулись исследовательские работы под руководством химика-керамика Бонч-Осмоловского по выявлению мощности залегаемых пластов глины. Оказалось, ранее в речке Сосновке были обнаружены запасы охры и вандика. В августе того же года райпромкомбинат приступил к производству красок из глины. На месте добычи была организована растирка и отмучивание глин, затем добыты первые 600 кг умбры, вандейка и охры. Первым покупателем и потребителем этой краски стал театр имени Заньковецкой.

В 1944 году исследовательские работы продолжились. Были найдены кварцевые стекольные пески, принадлежавшие артели имени Менделеева системы «Многопромсоюза». Отмечалось, что месторождение можно с успехом использовать в течение ряда лет. Стоял вопрос о заготовке материалов для постройки стекольного завода. Это ещё раз подтверждает, что место под стекольный завод, построенный в 1750 году А.Я. Корнильевым, было выбрано не случайно. К сожалению, завод так и не построили. Видимо, денежные средства в военные годы были распределены на другие нужды.

Вам выпали годы суровые…

В настоящее время в нашем селе проживают несколько ветеранов трудового фронта: Е.А. Третьякова, Д.М. Мальцев, бывшая трактористка И.И. Василькова, М.И. Просвиркина, А.А. Бухарова, А.М. Бухаров.

Они, заменившие своих братьев и отцов, ковали победу в тылу. Они не имели паспортов, не получали заработной платы, работали только за трудодни.

В архиве г. Тобольска сохранились характеристики на передовиков сельского хозяйства, в частности, на Агафью Ивановну Бухарову, 1925 года рождения. В ней содержатся сведения о том, что в годы войны она работала добросовестно, систематически перевыполняла план, вырабатывая за год в среднем от 349 до 380 трудодней. Колхозник Андрей Егорович Ревнивых («Красный путь») регулярно перевыполнял норму в среднем на 150%.

Отгремели последние бои. Над поверженным рейхстагом взметнулось красное знамя, знамя Победы. Казалось, победили врага, и теперь начнётся новая, счастливая жизнь… Нужно было поднимать страну из разрухи, восстанавливать народное хозяйство. И эти заботы опять легли в основном на плечи женщин и подростков.

О послевоенной жизни в деревне вспоминает Парасковья Николаевна Игнатова (Толстогузова), 1940 года рождения:

«Мой отец Николай Ефимович вступил в партию в 1931 году. В том же году в д. Белой был образован колхоз имени Горького, где отец проработал до войны. На фронт его не взяли из-за хромоты, направили в Тобольск, где он все четыре года сопровождал баржи с военной продукцией для фронта.

Зимой 1947 года наша семья вернулась в деревню. Отца назначили председателем колхоза. Это были страшные, тяжёлые годы! Испытали голод, есть было нечего. Если в городе продукты выдавались по карточкам, то в деревне не было и этого. Люди не видели ни муки, ни хлеба. Колхоз бедствовал. Не хватало корма лошадям. Бывало, в колхозе скотина умрёт, увезут её в лес. А мы, несколько семей, ночью раскапывали захоронения, резали мясо, несли домой и варили. Чтобы как-то прокормить детей (нас было 14), родители пилили осину, делали мелкую, как мука, стружку, заваривали и ели. Потом тяжело болели. По весне собирали корешки, ягоды на болоте. Из 14 нас в живых осталось только пятеро.

Семья председателя трудилась наравне со всеми, никакими привилегиями не пользовалась. Отец от тяжёлой работы и сильного голода обессилел до такой степени, что ходил, держась за стенку, затем заболел. Когда стало очень тяжело, мама пошла по миру – ходила по домам, просила милостыню. Вот такие были времена».

Тяжело вспоминать ветеранам о тех далёких событиях. Хоть и прошло уже 65 лет, но для них это незаживающие раны, которые они не хотят бередить. А мы всегда будем в неоплатном долгу перед ними…

(При подготовке статьи использовались материалы из школьного музея и архива г. Тобольска).

Ольга Бухарова, зав. школьным музеем «На родине Д.И. Менделеева», Верхнеаремзянская школа

Теги: победа