Трудно представить, сколько душевных сил, труда, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдаёт себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Именно от педагога зависит, что порастёт и созреет из того маленького зёрнышка, которое он когда-то посеял. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего, как правило, самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников. Такой след у своих подопечных оставила бывший учитель начальных классов из Кротово Анастасия Степановна Мельникова.
…Родилась Настя в деревне Сартам в далёком 1927 году. Мало кто из старожил помнит это название. Когда в начале 30-х годов в деревни и сёла пришла коллективизация и стали образовываться колхозы, то сменилось и название деревни. Её стали называть Устьлотовкой, потому как располагалась она в месте впадения протекавшей там речушки Лотовки в Балахлей, образовывая устье на территории деревни. Именно тогда Настин отец, Степан Макарович Барабанщиков, стал первым председателем образовавшегося колхоза. Мужик он был грамотный, деловитый, пользовался авторитетом среди односельчан. От него достались пятерым ребятишкам сообразительность и смышлёность. Хотя мать Анастасии была абсолютно безграмотной, она до самой смерти, по воспоминаниям дочери, так и не узнала ни одной буквы, детям всегда пыталась привить любовь к науке.
В 1936 году Барабанщиковы переехали в Кротово. Настя только закончила семь классов, когда началась война. Годы военного лихолетья вспоминаются только в тёмных тонах. Единственный светлый проблеск – это эвакуированные из осаждённого Ленинграда учителя и врачи с детьми. Новые педагогические кадры влили свежую струю знаний в юных кротовчан. Анастасия впитывала в себя всё новое, как губка. Тогда же в селе открыли детский дом. Две его постоялицы, эвакуированные ленинградские девочки, были Настиными одноклассницами. Когда блокада была снята, вынужденные гости из северной столицы стали постепенно уезжать в изрядно разрушенный, но всё же родной город. После отъезда блокадников Кротовская средняя школа была преобразована в восьмилетнюю.
На тот момент Анастасия Барабанщикова окончила 9 классов. Отправить девочку в Аромашевскую школу для окончания десятилетки у родителей не было возможности, хотя было очевидно, что её тянет к знаниям, и учёба ей даётся легко. Что делать? Выбор был предопределён: девочка пойдёт по проторенной дорожке старшего брата Александра Барабанщикова. Так Анастасия стала студенткой Ишимского педучилища (ныне – пединститут). Обучаясь четыре года заочно, девушка подрабатывала учителем в школе и воспитателем в Кротовском детском доме.
Именно моя героиня и её братья, Александр и Иван, стали основоположниками педагогической династии Барабанщиковых. Позже по их стопам пошли племянники, их дети, внучка… Даже жёны племянников – педагоги.
– Если сложить отработанные годы всех учителей нашего рода, то получится более двухсот лет! Все наши Барабанщиковы окончили, между прочим, Кротовскую школу, – с гордостью в голосе говорит Анастасия Степановна.
Двое из славной династии и сегодня работают здесь, передавая следующему поколению свои знания, здесь же и приобретённые. Вообще тема любимой профессии и родной Кротовской школы для бывшего педагога на протяжении всей жизни остаётся темой номер один.
– Работу свою я очень ценила, – вспоминает Анастасия Степановна, – и до сих пор считаю, что была на своём месте. Очень ребятишек любила, и это было взаимно. Никогда не было никаких конфликтов ни с детьми, ни с их родителями. Бывало и по 35-40 учеников в классе. В школе тогда училось по 500-600 учеников, работало по 40 учителей. Представляете? Трудились в две смены, было по три параллельных класса! Раньше до новой школы были отдельные дома, в которых занимались по классам, ходили из дома в дом. Первая в районе двухэтажная кирпичная красавица-школа – наша Кротовская, а всё потому, что детей очень много было. Даже Аромашевская была деревянная одноэтажная. Следом и двухэтажный детский сад открыли. Раньше ведь Кротово считалось вторым селом после Аромашево. Здесь были кирпичный завод, Дом быта, маслозавод, элеватор, больница, фермы. Потом всё пришло в упадок. Не было дороги – вот основная причина. Когда сделали дорогу, жить стало некому. Молодёжь разъезжается, а мы постепенно на тот свет уходим, – с грустью в голосе констатирует моя собеседница.
…Из школы Анастасия Степановна ушла в 48 лет по состоянию здоровья, не доработав до пенсии семь лет. Сегодня пенсионерка проживает одна: её супруг Василий Васильевич Мельников умер в 60 лет, дочь живёт в Тобольске, сын рядом – в Кротово. Василий, названный в честь отца, – надёжная поддержка и опора престарелой матери. Не было дня, чтобы он не пришёл её проведать. Вся мужская работа – на его плечах. Потому, не беспокоясь ни о чём, Анастасия Степановна разводит в своё удовольствие цветы. У неё, к слову, более 20 видов только зимников!
Возвращаясь к теме учительства, моя героиня растроганно говорит:
– Мои ученики до сих пор приезжают, приходят, звонят, пишут. Есть и последователи педагогической деятельности, среди них: Татьяна Васильевна Смирнова, Татьяна Александровна Гришаева, Татьяна Николаевна Литвинова, Зинаида Петровна Барабанщикова и другие. Потребность в педагогах никогда не иссякнет. А для учителя самая высокая награда – это не медали и Почетные грамоты, а память учеников.
О. МАГЖАНОВА
Фото С. СТЕПАНЮКА
НА ФОТО: А. Мельникова с теплотой вспоминает о своих бывших учениках.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БЫВШЕЙ УЧЕНИЦЫ О СВОЕЙ ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ
Т.А. Гришаева – педагог Аромашевской средней школы, ветеран педагогического труда с 30-летним стажем, отличник физкультуры и спорта, кандидат в мастера спорта:
– Анастасию Степановну я очень любила, да что там я – мы все! Для нас она казалась самой красивой, самой доброй, самой-самой! Она воспитала в нас доброту, почтение к взрослым. Она была первым человеком в школе, который понимал нас и любил, несмотря на наши проказы. Нам до сих пор вспоминаются её улыбка, её голос и подход к детям, её похвалы, которые было очень приятно услышать.
Здоровья вам, уважаемая Анастасия Степановна, и всех благ!