Деревня Комарова вслед за своим новым соседом - коттеджным поселком - меняет облик.
Появляются новые дома; крыши и стены старых обшивают сайдингом; на въезде в деревню открылся магазин с большой цветастой вывеской. Потемневшие от времени резные наличники, пропитанные теплым солнцем лавочки у домов, разросшиеся черемуховые кусты - все это потихоньку уходит в небытие.
Сегодня мы приехали в Комарову не в поисках новостей или житейских проблем, а за этой ускользающей стариной. Приехали посмотреть на самое древнее, что сохранилось в деревне - колодец-журавль на улице Лесной.
Между двух массивных столбов - железная ось рычага. На конце короткого плеча - противовес, на конце длинного - цепь с ведром. Если бы не старинная конструкция колодца, даже не подумать, что ему столько лет. В деревне уже нет ни одного человека, который мог бы назвать точный год его постройки. Одна из старожилов - Мария Мартыновна Карабашева - говорит, что поставили его в 30-х годах прошлого столетия братья Кокоринские.
Она встречает нас за воротами, чтобы не тронул охранник - одноухий пес. Вспоминает, что ее семья (тогда Мария была еще Касаткиной), переехала в Комарову из Новотарманска.
- Мне было лет двенадцать, сестра Катя - чуть постарше. Поселились мы у бабушки Катерины Кокоринской, во второй половине дома. Она-то нам и рассказывала, что колодец этот поставили ее братья. Кокоринские были зажиточными людьми, сейчас по несколько машин люди имеют, и это не считается зазорным. А тогда, ну что у них было? Свое хозяйство - лошади да коровы. Раскулачили, сослали на Север. Катерина потом вернулась, выкупила свой дом…
О силе и основательности рода Кокоринских напоминал с тех пор только колодец - единственный источник воды в деревне.
- Все оттуда воду брали - чистая была, сладкая! Техники шибко-то не было, тракторов - баба Катерина говорила, что копали его вручную. Колодец глубокий, метров восемь. А сруб сделан из березы. Тогда знали, когда срубить дерево, чтоб оно служило долго - до сих пор стоят избы. Вот хоть наша!
- Мария Мартыновна, а вас-то, детей, отпускали по воду?
- Конечно! Мы бегали с коромыслами! Оно и сейчас где-то на бане валяется, - вспоминает бабушка.
- Может, случай какой вспомните из того времени?
- Было один раз, что цепь оборвалась, а так - ничего особенного…
Раньше соседки встречались у колодца, когда шли за водой, как сейчас народ встречается в магазине или на остановке. Долго судачить было некогда, но парой слов перекидывались.
- О чем говорили?
- У всех коровы были - о хозяйстве, о чем еще? Это сейчас никто даже куриц не держит, кроме меня. А вообще, раньше не ждали, когда сосед на улице встретится. У всех ворота были открыты, если что-то надо - заходи. Вместе ждали престольных праздников, вместе их праздновали… А сейчас каждый день - престольный праздник.
Мария Мартыновна уже почти не выходит на улицу, поэтому до колодца мы идем с председателем местного совета ветеранов Людмилой Демашенко.
Людмилу Александровну, как и большинство комаровцев, больше интересует не история старого колодца, а день сегодняшний.
- Несколько лет назад мы просили, чтобы «журавль» почистили, но вместо этого рядом поставили новый колодец. Воды в нем практически нет, она грязная, и никто колодцем не пользуется. А в старом до сих пор воды много, потому что он стоит на ключе. Даже зимой, когда у всех во дворах колодцы перемерзли («журавль» - давно не единственный источник воды в деревне - А.Ч.), в нем была вода. Только сейчас она уже не такая чистая - сруб сгнил, верхние кольца несколько раз меняли, - рассказывает она.
С тех пор, как рядом стали строить поселок, к колодцу приладили железную крышку и стали запирать его на замок, чтобы рабочие не бросали туда мусор.
Дядя Вова, который живет рядом с колодцем - в бывшем сельсовете, а потом учительском доме - выносит нам ключ и достает воды, звонко побрякивая цепью.
Зачерпываю ладошкой из ведра, пробую - непривычно. Нет знакомого привкуса железа. Вода точно такая, как про нее написано в учебниках биологии - без вкуса и запаха.
Анна Чудинова