На вопрос, откуда родом, Виктор Фёдорович Сувалов отвечает с улыбкой: «Да москвич я – из деревни Московки то есть». ..
Род Суваловых в Сибири берёт своё начало от переселенцев, прибывших сюда по Столыпинской реформе в начале двадцатого века. Сегодня трудно сказать, откуда именно. Старики говорили обычно, что они «из России». Но все шли за землёй, ибо крестьяне потомственные, жаждущие пахать и сеять. Их дети и внуки тоже были крестьянами, уже сибирскими. Фёдор Миронович и Евдокия Ивановна ничуть бы не удивились, если бы трое их сыновей и дочь выбрали привычный путь. Но у поколения, родившегося в 50 – 60 годы, имелся более широкий выбор.
Виктору едва исполнилось пять лет, как семья переехала в с. Сорокино. Оканчивая школу, он думал, что продолжит дело отца. Даже поработал слесарем, на комбайне и на автомобиле в колхозе «Россия». Перейдя на работу в районное потребительское общество, неожиданно для себя проявил талант продавца - водителю автолавки надо было самостоятельно реализовывать отпущенный товар. Понравилось, решил получить профессию товароведа в Тюменском кооперативном техникуме.
В 1989 году, успешно завершив учёбу, прибыл в Сорокинский район на хлебозавод. С этого времени вся трудовая биография связана с одним коллективом, который он очень скоро и возглавил. Кажется, всё было только вчера – и первая зарплата, и первые успехи, и семья, в которой они с женой Еленой создавали уют, растили сыновей. И вот сыновья уже взрослые, они выбрали свой профессиональный путь – окончили Тюменский архитектурный университет. Старший выбрал строительство автодорог, младший - теплогазоснабжение и вентиляцию.
Виктор Фёдорович Сувалов отмечает сегодня свой пятидесятилетний юбилей, итожит прожитое. Он гордится трудовыми достижениями своего коллектива. Продукция хлебозавода известна далеко за пределами района. Около ста наименований хлебобулочных и кондитерских изделий реализуются не только в магазинах Сорокинского района, но и в Армизоне, Ишимском и Аромашевском районах, вывозятся на ярмарку в г. Тюмень. Интересуюсь, в чём секрет популярности.
- У нас хорошие мастера – хлебопёки и кондитеры. Но в конкурсах пока участвуют только кондитеры. Любовь Овчинникова, Наталья Червоткина порадовали нас своим участием в областном конкурсе, где были в числе лидеров. В последние годы проводится постоянно профилактическая работа с коллективом за качество. Есть много проблем технического ряда, которые влияют на качество наших изделий. Но то, что зависит от мастеров, стараемся использовать максимально. Говорим постоянно от том, что от марки нашей продукции зависит и заказ на неё, и добрая слава, и доходы в итоге.
Сейчас конкуренция уже не пугает, а стимулирует к новым приёмам, методам работы в цехе и в магазине. Вот переживаем, трудно восстановить цех по безалкогольным напиткам – лимонаду, газированной воде, квасу и т.д. Нужна новая технология, оборудование, а это серьёзные затраты. Кризис мешает реализовать затратные идеи. Сейчас важно не снизить достигнутый уровень.
Считаю, что популярность наших продуктов ещё и в том, что они натуральные, без добавок.
Откуда у человека, получившего образование, ориентированное не на рыночную экономику, хорошие знания маркетинга?
- Нет, не на ощупь получилось внедрение в рынок. Нам в кооперативном техникуме дали хорошую подготовку. Я просто вспомнил, чему учили, а жизнь дала подсказку, как это применить на практике.
Маркетинг, рынок, налоги, воспроизводство, качество… А для души? Что в жизни радует?
- Радует семья, дети. Если про хобби, то рыбачить люблю. Бываю и на охоте, но рыбалка нравится больше.
Какое из пожеланий вам пришлось бы по душе в юбилейный день рождения?
- Здоровья и мира. Остальное всё можно сотворить на земле.
Людмила Дюрягина