Николай Васильевич Воронов прожил в Ильинке 47 лет и считает её своей второй родиной. А родился он далеко от этих мест, в Белгородской области. Родители его трудились в колхозе и растили троих детей. Но всё перечеркнула война. Уже летом 1942 года их село Клиновец заняли фашисты. Горечь оккупации подросток познал с избытком. Немцы отбирали у населения продукты, скот, зерно. Их войска бесконечным потоком двигались вглубь страны. У жителей замирали сердца от вида такой мощи.
– Однажды зимой немцы, занявшие нашу избу, стали праздновать Рождество, – невесело вспоминает Николай Васильевич. – Нас выгнали на улицу, а мороз был страшный. Мы стоим в растерянности, и вдруг зашевелились сугробы. Перед нами поднялись двое в масхалатах. Они оказались нашими разведчиками. Я им показал, где располагался штаб и где находились замаскированные пулемётные гнёзда. Через три дня грянул бой, и только клочья полетели от захватчиков.
В село пришло долгожданное освобождение. Николай закончил семилетку и в 1947 году поступил в Белгородскую медицинскую школу фельдшеров. После окончания всю их группу (30 человек) направили в Тюменскую область, а оттуда пятерых парней – в Ханты-Мансийский национальный округ. Долгие дни и ночи под беспрерывным дождём молодые специалисты добирались на пароходах по сибирским рекам к месту назначения. И вот в свои 20 лет Н.В. Воронов занял должность фельдшера в селе Юмас, где основное население составляли ханты, манси, зыряне. В стойбищах люди в зрелом возрасте болели корью. Донимала и трахома. Работы у молодого медика хватало.
Однажды во время осмотра школьников он приметил сопровождающую ребятишек хрупкую сероглазую учительницу. Стал ухаживать за ней. Девушка ответила взаимностью. Создали семью. Там же, в Юмасе, родилось двое их сыновей – Олег и Игорь. Молодые родители успевали не только работать, детей воспитывать, но и участвовать в художественной самодеятельности села. Николай Васильевич увлекался классической литературой и организовал постановку спектакля Н. Гоголя «Ревизор». Сам играл в ней роль Тяпкина-Ляпкина, а супруга блестяще изобразила дочку городничего. Пьеса прошла на ура. Вскоре Николая Васильевича направляют в Упоровский район. Там он работал заведующим врачебным участком. Но когда в 1958 году в Тюменской области ощутилась нехватка зубных врачей и была организована их подготовка, Николай Васильевич откликнулся на этот призыв и переквалифицировался.
Где-то в начале 60-ых годов его друг из Ильинки приглашает Николая Васильевича к себе. Гостю очень понравились голубые рыбные озера, берёзовые леса и тихие речушки. В 1963 году он уже зубной врач в селе Ильинке. Иногда ему поручали исполнять и его прежние обязанности фельдшера. Врачу приходилось ездить по полевым станам, фермам, следить за санитарным состоянием магазинов, продуктовых складов. Был он и в детских садах, столовых. Вспоминая те трудовые годы, Николай Васильевич улыбается и с благодарностью отзывается о стоматологе районной больницы Г.И. Шемеловой, которая многому его научила и поделилась секретами своего мастерства, что ему очень пригодилось в работе. Вместе с Галиной Ивановной они прямо в военкомате лечили призывников. Ездил на лошадке по окрестным деревням, где его радушно встречали жители. Только вот ребятишки пугались его осмотров, но он всегда умел найти к ним подход. В этом я убедилась, беседуя с его бывшими пациентками. Одна назвалась Ольгой, вторая Валентиной.
– Мы были тогда школьницами, – рассказывали молодые женщины, – и боялись открывать рты, когда гудела его бормашина, но Николай Васильевич своими шутками-прибаутками отгонял наш страх.
– Я порой принимал по сорок человек в день, – говорит Николай Васильевич, – вместо восемнадцати по норме. Со временем не считался.
В те годы слава об опытном зубном враче гремела по всему району, и к нему ехали отовсюду. Он мог так отвлечь человека, что и без укола удалял больной зуб. Мог мастерски остановить неожиданно начавшееся кровотечение или привести в чувство потерявшего сознание пациента. Он многое мог, многое умел, поэтому и доверяли ему люди. А отдых свой Николай Васильевич проводил на природе. Любил посидеть в тишине у сонной речки или побродить с ружьем по лесам, причём не ради добычи, а ради удовольствия. Да ещё завёл он себе пчёлок. Баловал родных и близким душистым медком. У него и сейчас ещё пчёлки живут, только ухаживает теперь за ними сын Игорь. Так в постоянных заботах о здоровье людей незаметно пролетели годы. Николай Васильевич уже 20 лет на пенсии. Живут с супругой в просторной и уютной квартире. Есть у них и внуки и правнуки, которые радуют дедушку с бабушкой своим вниманием и любовью. Вот и в воскресный день соберутся родные, чтобы поздравить Николая Васильевича с юбилеем и пожелать ему здоровья и бодрости.
Тамара РАГОЗИНА
с.Казанское
Фото из семейного архива Вороновых