Медиакарта
23:19 | 4 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

У нас информационное общество

У нас информационное общество
08:50 | 09 апреля 2010
Источник: Наша жизнь

Точно так же, как железные дороги явились новым средством коммуникации в индустриальную эпоху, в нарождающуюся информационную эру роль базовой инфраструктуры играет Интернет. Сегодня он оказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры, помогая предприятиям промышленности и сферы услуг снижать затраты на материалы, по-новому строить взаимоотношения с партнёрами, выходить на новые рынки сбыта и создавать дополнительные источники дохода.

Вот и выходит, что компьютер становится основным местом работы. В скором времени человек, не имеющий навыков работы на компьютере, не сможет в полной мере адаптироваться к жизни в современном обществе. Ведь уже сейчас по Интернету можно не только общаться, учиться, работать, но и делать покупки, заказывать билеты, услуги на дом, приобретать фильмы, музыку, обучающие программы, игры и многое другое.

Интернет позволяет легко осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги). Словом, сегодня Интернет приходит в наш дом не как предмет роскоши, а как необходимость и норма жизни.

В этом году в Тюменской области начинается внедрение "электронного правительства". "Электронное правительство" – это новые возможности управления государством, созданные с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так и для собственных нужд. "Электронное правительство" имеет две стороны: первая – взаимоотношения власти и общества и вторая ––– внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный) и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.

Главная цель "электронного правительства" – сделать системы госуправления такими, которые в большей степени учитывали бы интересы граждан, организаций и предприятий и давали им более широкие возможности для участия в выработке государственной политики. В результате такого взаимодействия образуется новая, более эффективная, форма самоорганизующегося гражданского общества, смягчается конфронтация государства и общества, правительства и оппозиции. Благодаря более адекватному учёту интересов людей, которые выбирают власть, повышению прозрачности, а следовательно, эффективности работы власти, "электронное правительство" – это фактически новый тип государственной власти, непрерывно тесно взаимодействующей (в основном посредством Интернета) с обществом и гибко реагирующей на его потребности и влияющей на его настроения.

Обычно в процессе внедрения "электронного правительства" выделяют три стадии. Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии – оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним «через одно окно». Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоёмкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю "через одно окно" (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении путём обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения.

Внедрение «электронного правительства» будет пустой тратой денег, если люди не будут пользоваться этим порталом. Поэтому в рамках реализации данного проекта предусмотрено увеличение количества пользователей широкополосного доступа в Интернет, мероприятия по организации продаж, сервисного обслуживания, ремонта компьютерной техники, обучение людей навыкам пользования компьютером.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. От людей требуется адаптация к переменам. Умение пользоваться компьютером, ориентироваться в информационных потоках, использовать информацию – это реальность нашего времени.

А. БРЕЗГИН,
начальник Казанского
цеха электросвязи