Медиакарта
18:22 | 2 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

НЕПРЕРВАННЫЙ ЗАБЕГ

НЕПРЕРВАННЫЙ ЗАБЕГ
23:36 | 13 августа 2011

Иногда сила духа превосходит возможности организма. Для спортсмена это всегда драма, поскольку физическая травма и внутренний разлад в таком случае – логичный исход…

Через невзгоды спортивного кризиса предстояло пройти и марафонцу-ветерану Хисату Тухфатулловичу Хамидулину (д. Нижние Аремзяны), чья история служит примером преодоления внешних обстоятельств и внутренних конфликтов. Она - иллюстрация возвращения к активному образу жизни и обретения в нём нового смысла.

На пике формы

Тренировался Х.Т. Хамидулин отчаянно: он уже пересёк сорокалетнюю возрастную отметку и возможность воплотить в жизнь детскую мечту: выполнить мастерский норматив в сверхмарафонском суточном забеге - с каждым годом казалась всё более призрачной.

Ежедневные восьмикилометровые пробежки – это только разминка. Ударные дистанции, преодолеваемые в выходные дни, и есть настоящая тренировка. Подъём в три ночи, восемь с половиной часов бега. Когда большая часть дистанции пройдена – завтрак: немного кофе из термоса и пряник. Иначе восьмидесяти- или стокилометровку не одолеть! Хотя так ударно занимался лишь в последний месяц перед традиционными чемпионатами России по суточному бегу. До этого Хисат Тухфатуллович успевал осилить километров сорок-пятьдесят к тому времени, как начнутся занятия в Нижнеаремзянской школе, где он трудился учителем физической культуры почти тридцать лет.

Двадцатичетырёхчасовой марафон Х.Т. Хамидулин штурмовал с 1998 года. Заветный норматив казался тогда достижимым – за сутки нужно пробежать 245 километров, что фактически равно расстоянию от Тобольска до Тюмени.

Последний шанс

Всё предусмотрел нижнеаремзянский спортсмен, готовясь к очередному чемпионату России по суточному бегу 2001 года. Но кто мог предвидеть, что в столице в день состязаний будет пасмурная погода? Дождь – настоящий враг марафонца, даже не гроза или ураганный ливень, а обычный, затяжной, моросящий, непрерывно накрапывающий в течение всего дня.

… Десятый час «кружения» по стадиону «Октябрь». Покрыт он резиновыми плитами, уложенными поверх песка, между стыками – вода. Даже небольшое количество кварца, попавшее внутрь намокшей спортивной обуви, способно превратить марафонский забег в длительную пытку: стелька подобна наждаку. Свыше сотни километров позади - бежать бы ещё и бежать, но наступать на пятку совершенно невозможно…

– В следующий раз повезёт, - успокаивал себя раздосадованный Хисат Тухфатуллович, сходя с дистанции.

Уход с дистанции

Однако с каждым разом бороться за престижное спортивное звание становилось всё труднее. Вместе с самоотверженной работой на результат копилась усталость и боль в коленных суставах, но на неё мужественный потомок Филипидиса (первого древнегреческого марафонца) старался внимания не обращать. 2003 год - участие в сверхзабеге также не принёсло ожидаемого результата, а Омский марафон 2005 года стал для Х.Т. Хамидулина последним. Готовился к полюбившемуся Тобольскому полумарафону 2008 года, где на протяжении четырёх лет был лидером в своей возрастной группе. Но за неделю до выхода на старт Хисат Тухфатуллович почувствовал, что ноги просто отказываются бежать…

Уроки Филипидиса

Травму нижнеаремзянец переживал тяжело - с 16 лет жил спортом. Поначалу совсем не находил себе места. Старался забыться, занимаясь с учениками. Не сдавался: специальная восстановительная каждодневная гимнастика легко вошла в распорядок дня дисциплинированного спортсмена. Опытный сторонник здорового образа жизни понимал, что с физической активностью расставаться нельзя, иначе о восстановлении спортивной формы лучше и не мечтать. Были ночи, когда Хисату Тухфатулловичу снилось, как он бежит, преодолевая очередную дистанцию. Сложно передать ту досаду пробуждения, когда он понимал, что колени болят по-прежнему, а участие в забеге лишь причудливая игра сна.

В квартире марафонца многое напоминает о вехах его прерванной спортивной карьеры: одна из комнат - настоящий музей, где, как шторы на входе, свисают грозди медалей, а грамоты (140 экземпляров!) занимают большую часть одной из стен. Здесь же другие награды и карикатура на себя. Вот полненький и довольный марафонец только начинает пробег, а завершает солидную дистанцию на одной лишь силе духа. В годы болезни эта иллюстрация совсем не казалась смешной, но, видимо, было в ней что-то пророческое: именно несгибаемая воля помогла Х.Т. Хамидулину вернуться к утренним пробежкам…

Выбор - здоровье

Раннее январское утро 2009 года. Спустя шесть месяцев после тяжёлой болезни жители Нижних Аремзян вновь смогли увидеть привычную некогда картину: одинокий бегун размеренно движется навстречу первым лучам солнца.

Хисат Тухфатуллович помнил в деталях этот первый после вынужденного перерыва забег. Свежесть зимнего утра и ощущение покидающей организм боли побуждали двигаться ещё и ещё. Но необходимо сдерживать себя, ведь повторную травму получить очень легко. Начал бегать по четыре-пять километров, с каждым месяцем увеличивая нагрузку.

– Рисковать здоровьем я не хочу, – рассказывает бывалый бегун. – Болезнь постепенно проходит, и года через два-три я вновь планирую участвовать в марафонских забегах, но уже не на результат: наград достаточно, пусть другие их завоёвывают. Кроме того, я хочу ещё лет на тридцать задержаться в районной сборной по шахматам и не намерен забрасывать лыжи.

За свою марафонскую карьеру нижнеаремзянец пробежал 111 тысяч километров, то есть трижды обогнул земной шар. Радует, что и сегодня он не сошёл с этой дистанции…

Святослав ВИНОКУРОВ, фото Тимура КАРЫМОВА