Слова и мелодия этой известной песни пришли на ум и ещё долго звучали в голове после встречи с четой Лесничевых. В гости к Юрию Васильевичу и Зинаиде Александровне меня привела неточность в одной из моих недавних статей. Было сказано, что вторая железнодорожная магистраль в Голышманово сдана в эксплуатацию в 1956 году. На самом деле только прокладывать вторую ветку пути стали тремя годами позднее. И кому, как не супругам Лесничевым, знать точную дату – строительство второй колеи навсегда связало их судьбы в одну.
– Сюда я приехала из Белоруссии по комсомольской путёвке сразу после окончания десятилетки. Маме хотелось помочь. Папка на войне погиб, трудно ей было одной четверых ребятишек поднимать. Да и почётно было в то время призыву комсомола следовать, – вспоминала далёкое прошлое Зинаида Александровна.
В Голышманово строительно-монтажный поезд №284 треста «Омсктрансстрой» встречали в июле 1959 года – с цветами, торжественными речами и духовым оркестром. Как говорит Зинаида Александровна, голышмановцы произвели на неё приятное впечатление. Сам посёлок не понравился. На её родине хатки были беленькие, крытые либо соломой, либо черепицей. А тут тёмные маленькие избушки с дерновыми крышами – непривычно. Тоску усугубили заросли крапивы. У девчушки сердце в груди сжалось от мысли, что жить здесь придётся. Немного успокоилось только, когда привели в довольно-таки чистый посёлок для проживания строителей-железнодорожников. По словам Зинаиды Александровны, он располагался сразу за нефтебазой и был большим: добротно выстроенные общежития женские, мужские, контора, столовая, магазины.
Уже через несколько дней после прибытия поезда семнадцати-восемнадцатилетние белорусы стали рабочими пути. Переносили рельсы поближе к насыпи, которую за три года до этого обустроили солдаты. Разгружали балласт и заполняли им с помощью специальных приспособлений просветы между шпалами и насыпью. Эта работа у девчонок считалась самой тяжёлой. Шпалоподбойка больше сорока килограммов весила – потаскай-ка её целый день. Но утомляло другое – при работе она шумела страшно и тряслась вся, чтобы её удержать в руках, нужно было немало усилий приложить.
– Уставали сильно, а жили дружно и весело. На работу на «агашке» ездили, платформа такая была. Баянист сядет впереди, растянет меха: «Ну, запевайте, девчонки!». И полилась песня. Вечерами частенько танцы под гармошку устраивали. По сути мы тогда детьми ещё были, а жили самостоятельно, без пригляда взрослых. И самое примечательное – ничего плохого между девчонками и парнями и в помине не было, – рассказала Зинаида Александровна.
Вместе с белорусскими парнями и девушками на строительстве второй колеи трудилось и немало голышмановской молодёжи. Одним из «местных» был Юрий Лесничев.
– Он баянистом был. Ох, и хорошо играл! Сам высокий, красивый. Вот и не устояла, – улыбнувшись, объяснила причину появления тёплого чувства к сибирскому парню Зинаида Александровна.
– На косы залюбовался – длинные они у неё были, почти до пят. Плясать мастерица. Хохотушка, заводила во всём – такую не заметить было трудно, – добавил, посылая нежный взгляд спутнице жизни, Юрий Васильевич.
Весёлый нрав супруги сохранили до сих пор. Вот уже пятьдесят лет они идут по жизни рука об руку, всегда рядом – как рельсы одного пути. Правда, после свадьбы молодожёны расстались с железной дорогой. Решили попытать счастья в Алма-Ате, но не смогли прижиться в чужом краю и вскоре вернулись в Голышманово.
Глава семейства устроился работать в доротдел, а Зинаида Александровна стала трудиться на инкубаторной станции. Родители Юрия Васильевича помогли молодым купить на одной из центральных улиц избушку – старенькую, покосившуюся, с вросшими в землю окнами. А уже через несколько лет Лесничевы поставили на этом же месте просторный добротный дом и отпраздновали новоселье. Хозяйка тут же взялась обустраивать усадьбу по собственному вкусу.
– Привезла от мамы пионы, высадила в палисаднике – у нас, в Белоруссии, цветники в порядке вещей были. А здесь меня многие поначалу на смех подняли, мол, к чему это, лучше бы картошку посадила, польза хоть бы была. Отвечала — так ведь куда приятней в красоте жить, – поделилась хозяйка.
Палисадник Лесничевых и сейчас вызывает восхищение. Буйством красок радуют глаз георгины, цинии, розы... Все цветы и не перечислишь.
Хозяину аккуратного симпатичного домика тоже есть чем похвалиться.
– Первый телевизор в посёлке у нас был, мы его из Алма-Аты привезли. Антенну для него в огороде специально строил, Женя Овчаренко мне помогал. Мачта высотой на двадцать один метр была, сигнал с Тюмени и Петропавловска принимала. Тогда это самое высокое строение в посёлке было. Плёнку ещё специальную в телевизор вставляли, чтобы цветным показывал. Верх у неё был голубой, середина – розовой, а низ – зелёным. Как футбол или хоккей – так народу тьма-тьмущая собиралась, – рассказал он.
У Юрия Васильевича золотые руки. День-деньской он что-то конструирует, мастерит, чинит, чтобы быт семьи сделать легче. Сам благоустроил дом: теперь в нём есть холодная и горячая вода, слив, прочие удобства. В огороде целую систему для полива обустроил.
И всё же только своим домом и собственными заботами Лесничевы никогда не жили. Оба ходили в передовиках производства, активно участвовали в общественной жизни района. Несколько пухлых папок едва вмещают в себя свидетельства достижений семьи – почётные грамоты, благодарственные письма, удостоверения к наградам и грамоты за победы в конкурсах творческой самодеятельности. И как особая ценность здесь хранится орден Трудовой Славы, которым в своё время был отмечен Юрий Васильевич.
Лесничевы и сегодня на месте не сидят. Много гуляют пешком – по посёлку, его окрестностям. Для Зинаиды Александровны Голышманово давно стало своим, родным. Говорит, во время прогулок душой рада за посёлок, как он на глазах развивается и благоустраивается. Особо приятно видеть цветы — они теперь повсюду. Часто встречаются с друзьями, устраивают совместные поездки по местам, где прошла юность, пикники в лесу – с шашлыками и песнями под баян.
– Люди нам по жизни хорошие попадались, со многими дружим ещё со времён строительства железной дороги. Стараемся жить весело – мы оба оптимисты, – высказал кредо семьи Юрий Васильевич.
– Дети все устроены, внуки успехами радуют, сами ещё со всем управляемся – большего для счастья и не надо, – добавляет Зинаида Александровна.
Глядя на Лесничевых, поняла: молодость – она в душе и не зависит от возраста. Если чувствуешь себя юным, значит, жизнь будет долгой и насыщенной яркими красками. И в голове никогда не появится мысль о бесцельно прожитых годах...
Анастасия Дембицкая
Фото Павла ЛОЖКИНА