Знаменщикова Екатерина Алексеевна призадумалась, собралась с мыслями и начала рассказывать:
- Летом 1941 года в село Знаменщиково привезли детей из Ленинграда, их надо было срочно где-то разместить. Детей разместили по семьям и в клубе на время, пока взрослые белили, красили школьное здание, готовили его под детский дом. Мы, старшеклассники (я училась в седьмом классе), помогали им. Здание детдома находилось на месте, где сегодня стоит контора ЗАО «Маяк». Спустя много лет его снесли и развезли брёвна на хозяйственные постройки. Вместе с ленинградскими детьми приехали учителя-предметники, воспитатели. Постепенно учебный процесс наладился.
Помню воспитательницу Надежду Ивановну Иванову, её сестру Лидию Ивановну Иванову, учителя математики Веру Михайловну Коэт, завуча Екатерину Анисимовну Абрамову. А вот фамилию учителя истории и географии забыла, звали его Александром Васильевичем. Работал учителем Владимир Фёдорович Румянцев.
Мы, знаменщиковские девчонки и мальчишки, учились в одной школе и сильно отличались от них. Девочки одевались в короткие платья, пальто и береты. Мы же носили длинные платья, вместо пальто - фуфайки. Зато мы были более закалёнными и приспособленными к сибирскому климату, деревенской жизни. Знаменщиковские мальчишки учили ленинградцев колоть дрова, топить печи, ведь им приходилось всю работу по хозяйству выполнять самостоятельно, правда, под присмотром воспитателей и школьного директора Петра Ивановича Мешкова. Пётр Иванович и до начала войны был директором школы, приехал в село Знаменщиково из Украины.
В военную пору всем жилось трудно, поэтому, как могли, так и выживали, помогая друг другу.
Екатерина Алексеевна Знаменщикова незаметно перевела разговор на нелёгкую долю её семьи, которую раскулачили в период коллективизации. Отца расстреляли, мать с четырьмя детьми (Кате было 3 года) сослали в Уватский район. Вернувшись из ссылки, жили в пристройке к дому Плесовских. В их родовом доме (Макушиных) разместился сельский совет. До начала Великой Отечественной войны смогли построить свой домик, жили скромно.
После окончания девяти классов (в 1943 году) шестнадцатилетняя Катя пошла работать в местный колхоз им. Ленина, сестра работала няней и прислугой в семье П.И. Мешкова. Девушка продолжала дружить и общаться с воспитанниками детдома, стала работать техничкой, потом воспитателем в школьном интернате.
Годы жизни и учёбы с детьми блокадного Ленинграда остались в памяти навсегда. Она помнит фамилии тех, кто сидел с ней рядом в классе: Лилю Нафтульеву, Валю Толстых, Дину Острикову, Лёню Богомазова, Гену Шиманова, Валю Овчинникову, Юру Ершова, Женю Севастьянова. Кто и где живёт сегодня - Екатерина Алексеевна точно не знает. Слышала, что Геннадий Шиманов стал профессором, Юрий Ершов - художником, А. Шалаев - лётчиком-истребителем. М. Давыдова работала заместителем Министра железных дорог. Об этом ей рассказывала Вера Михайловна Коэт, которая в 60-е годы приезжала со своими детьми в село Знаменщиково в гости.
По словам нашей героини, Знаменщиковский детский дом, который позже стал интернатом, расформировали в 1955 году (был директором тогда тов. Мотовилов). Ленинградских детей к тому времени уже не было. Некоторые из них ещё до окончания войны поступили в ремесленное училище, получили профессии, трудоустроились. Многих детдомовцев за-брали родители. Воспитатели и учителя разъехались кто куда.
Екатерине Алексеевне Знаменщиковой 25 июля 2011 года исполнилось 85 лет. Она очень переживает, что история Знаменщиковского детского дома и жизнь его обитателей уходят в забытьё. Надеется, что юное поколение проявит интерес к событиям тех лет, и страничка в школьном альбоме «Это нашей истории строки» пополнится новыми именами.
- В 1982 году в Ленинграде состоялась встреча бывших детдомовцев. Мне не довелось побывать на ней, а вот директор школы Мешков Пётр Иванович (на снимке: четвёртый в первом ряду справа) встречался со своими воспитанниками и был за них горд.
В связи с прибытием в Сорокинский район детей из Ленинградского детского дома в количестве 300 человек, в ноябре 1941 года Знаменщиковская школа была закрыта, школьные здания использовались для размещения прибывших из Ленинграда детей.
9 сентября 1941 года принято решение о закрытии Готопутовской НСШ для размещения ленинградских детей в количестве 500 человек.
Обучение учащихся 5-7 классов Пинигинского и Знаменщиковского сельских советов было возложено на Сорокинскую среднюю школу, а обучение 5 - 7 классов в с. Готопутово – на Ворсихинскую НСШ. Мебель: кровати, стулья, столы, тумбочки, топчаны для Знаменщиковского и Готопутовского детских домов в короткие сроки была изготовлена рай промкомбинатом (директор - Чугунов).
Роза ПАШКОВСКАЯ.