Медиакарта
8:43 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

навстречу великой победе

навстречу  великой  победе
09:02 | 13 апреля 2010
Источник: Сельская новь

Ради счастья людского

Эх! Бей винтовка, метко, ловко

Беспощадно по врагу.

Я тебе, моя винтовка,

Острой саблей помогу!

Эту песню хорошо знал Фёдор Астрахов, который сражался с японскими самураями у озера Хасан. В то время он нёс действительную службу в Красной Армии.

После Хасанских боёв, осенью 1940 года, дивизия, в которой служил ф. М. Астрахов, оказалась на защите Юго-Западной границы.

22 июня 1941 года. Бойцы и командиры стрелкового полка отражали первый натиск противника. 24 июня наш земляк был ранен. Вскоре рана затянулась и Фёдор Михайлович вернулся в свою часть.

В одном из боёв на Полтавщине полк был окружён противником, часть взята в плен. Кто мог двигаться, пытался бежать, но гитлеровцы возвращали пленников в сараи и жестоко избивали. Фёдор совершил уже три побега, но безрезультатно. Свидетель тех событий полковник в отставке Г. Андреев, позднее вспоминал: «Летняя ночь близилась к концу. Фёдор давно уже не спал. От побоев ныло тело. Мучили жажда и голод. Стоны товарищей, таких же пленных, как он, лай немецких овчарок и окрики часовых, больно отзывались в сердце. Рядом тяжело дышал дед Кондрат – местный полтавский житель. В лагере он оказался по доносу полицая. Его обвиняли за связь с партизанами. Между молодым солдатом и стариком с первого момента установились доверительные отношения.

Фёдор рассказывал новому знакомому о Сибири, о деревеньке Бобыльске, где он родился и рос. С болью говорил о том, что пытался трижды бежать из плена, а результат один - побои да наказание голодом.

  • Ничего, ты молодой, сильный. Попытайся ещё разок, может, получится, укроешься у моих. Ты знаешь вон того человека с перевязанной головой? По всему вижу – командир он. Только сознаться нельзя, расстреляют сразу. Подойди к нему. Он уже два раза убегал. В последний раз за это по голове прикладом схлопотал…

Вскоре по лагерю прокатился слух: наши освободили Харьков. В одну из ночей встревоженные гитлеровцы подняли пленных, построили их и погнали к ближайшей железнодорожной станции. - Самое время, - шепнул Кондрат, - держись ближе к командиру.

Фёдор понял. Темнота помогла беглецам бежать. Оказались в лесу. Прислушались. Погони не было.

Их оказалось шестеро.

  • Ну вот что, ребята, - прервал молчание тот, кого Кондрат называл командиром. - Кто сумел сохранить красноармейские книжки? Оказалось, все, кроме одного. Давайте решим так: группой идти будет труднее, пойдём поодиночке… Четыре ночи Фёдор шёл навстречу нашим войскам. Днём отдыхал в заброшенных траншеях.

Наконец-то окрик: «Стой, кто идёт?»

И вот он зачислен в 120-ый стрелковый полк.

Задание овладеть небольшой, но стратегически важной высоткой было выполнено. Личный состав понёс небольшие потери. Ф.М. Астрахов и трое его товарищей были награждены медалью «За отвагу».

Следующая награда – орден Славы третьей степени нашему отважному земляку был вручен за успешное форсирование Западного Буга. В числе первых дивизия, где воевал наш земляк, в результате наступательной операции вышла к реке Висле. Однако с ходу форсировать эту довольно широкую водную преграду не удалось.

Об этом эпизоде довольно подробно рассказал полковник Г. Андреев. Местность хорошо просматривалась с церковной колокольни, вокруг которой были вырыты траншеи, а на самой колокольне – пулемёты.

В полночь взвод гвардии старшего сержанта Астрахова начал переправу на противоположный берег. Помогли смелость и внезапность операции. Наступавшим удалось расправиться с неприятелем, а когда в пулеметные точки полетели гранаты и взвод Астрахова поднялся на штурм церкви, гитлеровцы отступили. На рассвете дивизия успешно переправилась через Вислу. За этот подвиг командир взвода Ф.М. Астрахов был награждён орденом Славы второй степени, а бойцы – медалью «За отвагу».

Вскоре Фёдор Михайлович был награждён орденом Славы первой степени. Произошло это уже в Берлине.

В представлении его к очередному ордену Славы говорится: «19 апреля 1945 года при прорыве обороны противника на западном берегу реки Одер гвардии старший сержант Астрахов смело повёл своё подразделение в обход рощи. Зайдя во фланг противнику, он внезапно атаковал его, уничтожив 15 и взяв в плен 12 гитлеровцев.

В результате смелого и внезапного прорыва обороны врага часть получила возможность продолжать успешное наступление»… Гвардейцы взвода Астрахова подбили три фашистских танка, сам командир взвода был ранен, но не покинул поле боя.

Гвардейский стрелковый полк бился в пригородах Берлина. Ф.М. Астрахов получил приказ: пробраться по канализационным трубам в глубь квартала и нанести удар по вражеской обороне с тыла. Взвод успешно выполнил и это необычное задание командования, захватив в плен несколько десятков гитлеровцев.

Этот очередной подвиг Ф.М. Астрахова был отмечен орденом Боевого Красного Знамени. На фотографии видны не только перечисленные выше награды, но и ордена Отечественной войны первой степени, Красной Звезды и многие медали.

После окончания Великой Отечественной войны Фёдор Михайлович вернулся в Бобыльск, туда, где он родился и вырос. Трудился в колхозе «Революция».

В 1964 году Астраховы перебрались к сыну в Кемеровскую область. Фёдор Михайлович продолжительное время работал плотником на Томь-Усинской автобазе.

Будучи на пенсии Фёдор Михайлович поехал к дочери в станицу Красноармейскую, что в Краснодарском крае. Там он и закончил свой жизненный путь. Абатчане гордятся своим земляком. В дни скорби и радости они приходят к памятнику павших в Великую Отечественную войну и низко склоняют головы перед именами тех, кто с честью выполнил воинский долг и как сказал когда-то поэт А. Твардовский, что шли они в этот «смертельный бой не ради славы, ради жизни на земле».

**А. Везель

На снимке: Ф. М. Астрахов,1945 год

Фото из архива Минобороны. **