Медиакарта
20:27 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Возрождение шедевров

Возрождение шедевров
14:59 | 26 августа 2011

Благодаря труду реставраторов вторую жизнь обрели более 300 раритетов

Хранители и реставраторы ГАУК ТО «ТИАМЗ» постоянно следят за состоянием музейного собрания, отбирая предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации.

Консервация и музейная реставрация – работа сложная и необычайно ответственная. Ведь неправильно выбранный или недостаточно отработанный метод устранения повреждений может привести к гибели предмета. Поэтому вопрос о целесообразности, возможностях, следствиях и методах консервации музейной реставрации решают специальные комиссии или реставрационные советы. Их заключение фиксируется в протоколе, а этапы и результаты практической работы с предметом музейные реставраторы отражают в специальном документе.

В процессе реализации проекта по музеефикации Дворца наместника проведена большая работа по классификации и систематизации фондовых материалов. После чего сделан отбор и определена их роль и место в экспозиции. Все фондовые предметы прошли контрольный осмотр. Большая часть экспонатов требовала реставрационного вмешательства. Поэтому она была разделена на группы: руинированные и аварийные, ветхие, утратившие внешнюю привлекательность, с небольшими дефектами.

Кроме того, предметы выделились и по степени значимости: предметы первого уровня (мемориальные, ранние, высокохудожественные, первостепенные по историко-культурной составляющей), второго уровня (историко-краеведческого характера, имеющие широкое бытование, неординарные, отличающиеся своей спецификой) и предметы, которым можно найти замену.

Эта предварительная работа помогла реставраторам сэкономить время и силы. Предметы первого уровня сложности по реставрационным нормам, на которые нет допуска у музейных реставраторов, были вывезены в реставрационные центры Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Остальные реставрировались силами специалистов музея. Все они прошли реставрационную профилактику, начиная от простых форм работы, таких как укрепление, обеспыливание, тонирование, перетяжка, до сложных процессов снятия старого покровного слоя, подведения левкаса на места утрат грунта и красочного слоя, передублировки, снятия поздних записей, восполнения утраченных деталей. В процессе реставрации многие предметы прошли атрибуцию. В целом более 1000 экспонатов побывали в руках реставраторов.

Таким образом, музеефикация нового историко-культурного объекта «Дворец наместника» способствовала сохранению большого числа предметов, до этого остававшихся невостребованными. Благодаря труду реставраторов за последние три года обрели вторую жизнь более 300 раритетов из фондов нашего музея. На каждый предмет составлены научные реставрационные паспорта, проведена детальная фотофиксация реставрационного процесса.

Из предметов мебели отреставрировано напольное зеркало с мраморной столешницей конца 19 века. В процессе реставрации за рамкой зеркала обнаружено нераскрытое письмо из канцелярии епископа Тобольского и Сибирского от 29 июля 1918 г. № 3525 на имя протоиерея Павла Виноградова: о «принесении в г.Тобольск чудотворного образа иконы Божьей Матери Абалакской». Зеркало многие годы украшало интерьер Архиерейского дома. Реставрация проведена в Екатеринбурге.

В документальном фонде возрождены сразу несколько раритетов. Это «Штандарт о победе в войне с Турцией 1740 г». Он выполнен из китайской тонкой шёлковой камки, а рисунок и текст прописан масляной краской. История поступления предмета неизвестна. Сложный процесс восстановления уникального документа Дмитрия Лапина осуществлён в Санкт-Петербурге. «Патент на пожалование чином городового секретаря в ранге сухопутного прапорщика 31 декаб-ря 1794 г.» – на пергаменте. До реставрации наблюдалась деформация листа, перегибы, прорыв в центре, печать осыпалась, угасал рукописный текст. Указы Петра Первого 18 века на шёлке и зерцало для указов 19 века. Подобные зерцала выставлялись в присутственных местах для ознакомления населения с указами. Отреставрировано в Екатеринбургских мастерских. В настоящее время находится в постоянной экспозиции Дворца наместника, символизируя российскую державность.

Из коллекции стекла буквально собрана по фрагментам двухъярусная ваза для фруктов и цветов конца19–начала 20 веков. Реставрация проведена в Екатеринбурге.

Отреставрированы и предметы живописи. Это подписная икона в окладе «Святой Архистратиг Михаил» 18 века. Написана иконописцем Василием Чеботных в Тобольске. Отреставрирована в мастерских Екатеринбурга. Барельефная икона «Спас оплечный» 1842 г. из гипса. Использована темпера, золочение, литьё, резьба. Раритет находился практически в разрушенном состоянии и возрождён для экспозиции по истории православия в Сибири. Сакральная скульптура Симеона Верхотурского 18 века (дерево, гипс) отреставрирована в Екатеринбурге. Симеон Верхотурский  – святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных как небесный покровитель уральской земли.

Православная икона «Господь Вседержитель» принадлежит кисти иконописца 19 века, написана темперой на дереве с предварительным нанесением традиционного левкаса, подновленная по цвету. Оклад выполнен из металла. Икона 19 века «Господь Вседержитель» по обычаю является одной из венчальной пары, её принято преподносить в дар молодожёнам и ставить во главе дома. Находилась в критическом состоянии, в процессе реставрации восстановлен оклад и большие утраты авторской живописи, проведены работы по укреплению осыпей оставшегося красочного слоя и рассохшегося дерева. Реставрация осуществлена в Екатеринбурге.

Восстановлена картина «Курица и щенок» начала 20-го века. Она выполнена в технике китайской художественной глади шёлковыми нитями на плотной шёлковой основе. Отреставрирован кокошник, известный со времён Древней Руси. Этот женский головной убор изготовлялся на заказ, хранился в семьях и передавался по наследству. Цена доходила на него до 300 руб-лей. Надевали его обычно в праздники, носили и замужние и незамужние. Этот кокошник из коллекции русской этнографии середины 19 века, дорогой, парчовый и расшит золотными нитями, свидетельствует о богатстве сибирских невест. Отреставрирован в Санкт-Петербурге. Из фонда редкой книги отреставрировано редкое издание дореволюционного периода «Живописная Россия, т.  II. Западная Сибирь», Россия, СПб.-М.,1884 г. Проведены сложнейшие работы по восстановлению парчового камзола – мужской одежды, надевавшейся под кафтан. В России камзолы стали распространяться в 18 в. при Петре Первом.

Впервые за последние годы музей-заповедник самостоятельно осуществляет реставрационные работы. Расширяя площади мастерских, оптимально обновляя функционал, мы имеем возможность пополнить и кадровый состав. Благодаря четырём нашим сотрудницам приобретают новое дыхание уникальные предметы, молчаливые свидетели эпох. В руках настоящих мастеров-профессионалов возрождаются шедевры и поднимаются из руин раритеты. Сегодня эти музейные реликвии являются достоянием и гордостью города Тобольска и Тюменской области!

Любовь Жучкова, заместитель директора ГАУК ТО «ТИАМЗ»