Важнейшей целью системы государственных и муниципальных закупок при реализации и исполнении Федерального законодательства является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников, а также развитие добросовестной конкуренции в сфере размещения заказов. Немаловажной является и антикоррупционная составляющая при проведении таких операций.
С первого июля прошлого года размещение заказов проводится путём проведения открытых аукционов в электронной форме, а с первого января этого года для всех муниципальных заказчиков открытые аукционы проводятся только на электронных площадках. Всего их в России пять. Уполномоченный орган Голышмановского муниципального района, а это отдел экономики и прогнозирования, размещает аукционы на Единой электронной торговой площадке «Россельторг» г. Москва.
С начала года за счёт средств муниципального бюджета и внебюджетных источников размещён 91 заказ на общую сумму 265,8 миллиона рублей. Сейчас объявлены восемь электронных аукционов на сумму 12,5 миллиона рублей. Всего на торги в текущем году было подано от участников около 250 заявок. Для сравнения – в прошлом году было подано около 1000 заявок. Причины этому можно называть разные, но, основная – введение электронных аукционов, где заявляются участники с наиболее сильными потенциальными возможностями. Экономия бюджетных средств при заключении контрактов, по сравнению с прошлым годом, выросла в 7,4 раза. Если анализировать в разрезе торгов, то, например, в электронном аукционе «Оказание услуг строительного контроля» экономия составила 51,8 процента, а в аукционах на ремонт дорог больше 25 процентов.
Законом предусмотрен ряд правовых механизмов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и защиту интересов заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных подрядчиков при заключении и исполнении муниципальных контрактов. Среди таких механизмов можно выделить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, а также требование об обеспечении муниципального контракта. В таком случае контракт заключается лишь после предоставления участником конкурса безотзывной банковской гарантии – залога денежных средств или предоставления договора поручительства. При этом выбор способа по обеспечению исполнения контракта участник конкурса определяет самостоятельно. Закон предусматривает и другие меры, направленные на защиту интересов заказчиков и повышение эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов. Среди них право заказчика включить в контракт условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Например, об уплате неустойки, то есть штрафа, пени. В этом году требования неустойки за нарушения сроков выполнения работ и поставки оборудования были выставлены по трём муниципальным контрактам на сумму 145 тысяч рублей.
Чтобы исключить возможность участия в торгах поставщиков, которые ранее были признаны недобросовестными, заказчик вправе потребовать от участников подтверждения о том, что они не внесены в реестр недобросовестных. Одной из дополнительных мер, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств в ходе исполнения контрактов, следует считать и отсутствие в них условия об авансовых платежах.
Надлежащему исполнению муниципальных контрактов и, как следствие, эффективному использованию бюджетных средств способствует установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по контрактам. Это позволяет заказчикам контролировать действия исполнителей работ на всех этапах, эффективно применять меры ответственности за отступления от условий контрактов.
О.П. ШВЕЦОВ, начальник отдела экономики и прогнозирования