На протяжении 5 лет в области реализовывались программы борьбы с лейкозом крупного рогатого скота. Что удалось сделать за этот период, в беседе с журналистом Л.Андреевым рассказывает главный государственный ветеринарный инспектор по Казанскому району К.А. МУКАНОВ.
– Кадыр Амержанович, коротко осветите историю вопроса.
– _Лейкоз крупного рогатого скота – болезнь давняя. Но на неё не обращали внимания долгие годы. Основное внимание ветеринарных служб было сосредоточено на ликвидации таких заболеваний, как туберкулёз и бруцеллёз, которые буквально косили поголовье крупного рогатого скота. И только тогда, когда их локализовали, а больное поголовье ликвидировали, занялись лейкозом. Новый враг оказался гораздо сильнее, чем предполагали многие ветеринарные специалисты. Повсеместное исследование крови животных показало, что вирусом лейкоза было заражено от 80 до 90 процентов как общественного, так и частного поголовья крупного рогатого скота. Лейкоз животных сравним с человеческим СПИДом. Он пока не поддаётся медикаментозному лечению. На первоначальном этапе заболевания (стадии вирусоносителей) животные в общем-то ничем не отличаются от здоровых особей. На второй стадии поражается кроветворная система организма, другие жизненно важные органы. В конечном итоге всё это приводит к летальному исходу. Для нас, практикующих ветеринарных специалистов, стало ясно, что путь к ликвидации массового заболевания лежит только через организацию и проведение профилактических мероприятий. Последние три года в хозяйствах района работали специалисты Уральского научно-исследовательского института вирусологии. _
– Что дало это содружество?
– Мы уже знали, что вирус лейкоза передаётся половым путём, через кровь, при выпаивании телятам необеззараженного молока, при проведении ветеринарно-профилактических манипуляций.
И в принципе все профилактические мероприятия были направлены на ликвидацию этих источников заражения. Но все эти мероприятия надо было объединить в чёткую систему. Этим и занялись учёные. Конкретно по каждому хозяйству был проведён мониторинг распространения заболевания. Конечным результатом работы учёных стали не только разработанные на каждую ферму рекомендации по профилактике заболевания крупного рогатого скота, но и наметившаяся динамика снижения числа вирусоносителей. Так, если в 2007 году их процент в целом по району был на уровне 18,8, то в 2010 году снизился до 5,6. На ряде ферм лейкоз был ликвидирован как массовое заболевание.
– Назовите, пожалуйста, эти фермы.
– Чистой от лейкоза изначально у нас считалась только одна – Смирновская ферма. За последние четыре года к ней добавились Шагаловская, Огнёвская, Гагарьевская, Ильинская, Афонькинская, Благодатновская, Дальне-травнинская, Новоселезнёвская, Малоченчерская фермы. Условно чистыми – Ильинская №2, Малоярковская, Зареченская фермы. Проблемными по лейкозу остаются ещё 6 ферм. Здесь проблема состоит в отсутствии помещений для выращивания и содержания ремонтного молодняка. Мы начинаем проводить исследование крови на наличие вируса лейкоза у тёлочек с 6-месячного возраста. Животных с положительной реакцией по идее надо «отбивать» от здорового поголовья. Но коль нет свободных баз, то их приходится содержать вместе. Это же касается и дойного стада. Вообще-то, опять-таки в идеальном варианте, надо коров-вирусоносителей изолировать или выбраковывать, но нынешнее экономическое состояние наших сельхозпредприятий не позволяет этого сделать. Но это придётся делать в ближайшее время опять-таки из экономических соображений. Ведь цена реализации молока от больных животных, я имею в виду не только лейкоз, намного ниже, чем от здоровых. А может статься и так, что переработчики совсем откажутся от закупа такого молока.
– Кадыр Амержанович, надо полагать, что с ликвидацией лейкоза профилактическая работа не закончится?
– Разумеется. Нам слишком дорого обходится беспечность. И потом, какой смысл уходить от того, что уже стало нормой? Сейчас наряду с почти 100-процентным охватом коров искусственным осеменением, сокращением до минимума перерывов по исследованию быков-производителей, ветеринарные работники перешли на использование при проведении различного рода манипуляций одноразовых шприцов, при заборе крови – вакуумных пробирок. Практически во всех хозяйствах прекращено выпаивание телятам цельного молока и сделан переход на его заменители.
– А каково состояние борьбы с лейкозом в личных подсобных хозяйствах?
– _Борьба, к сожалению, идёт с переменным успехом. Согласно последним исследованиям, количество вирусоносителей сократилось с 23,7% в 2007 году до 17% в 2009. Но я не могу гарантировать, что такая динамика продолжится, поскольку источники передачи вируса не взяты под контроль. _
– Но какие-то шаги в этом направлении делаются?
– В нынешнем году мы согласовываем с администрациями сельских поселений положение о порядке выпаса продуктивных сельскохозяйственных животных личных подсобных хозяйств на их территориях. Это положение разработано в соответствии с законом «О ветеринарии» и определяет порядок организации выпаса животных, ответственность владельцев за несоблюдение порядка выпаса. Они будут обнародованы. Но всё зависит от того, насколько ответственно отнесутся к исполнению порядка выпаса животных их владельцы.