Случается так, что всю свою жизнь человек проводит в метаниях и поисках своих путей-дорог, дело ищет по душе, увлекаясь не единственным, а многим. И вроде бы жизнь у таких людей задаётся, и благополучием судьба их не обделяет, а всё же счастья и радости они не испытывают, а к зрелому возрасту вообще проникаются печалью неудовлетворённости, осознавая, что всё в жизни сделано, кроме главного.
У художника судьба иная. Он от начала до конца живёт поиском истины, постигая секреты мастерства посредством неутомимой работы. И служит творческий человек единственному своему ремеслу, которое, чаще всего, не приносит земных благ, но одаряет радостью сердце и душу.
Столь словообильное предисловие к портрету своего давнего товарища и коллеги по журналистскому ремеслу Анатолия Семёновича Звонарёва сделал я не случайно. Многочисленные читатели и почитатели творчества Анатолия Семёновича согласятся со мной, что человек он особенный, на других не похожий.
Я шутливо как-то заметил, что Анатолий в отличие от остальных новорождённых младенцев появился на свет с фотоаппаратом на шее. Доля правды в этой шутке есть. Мне кажется, что на мир, на людей Анатолий Семёнович смотрит сквозь объектив фотоаппарата. Но пристальный этот взгляд зарождается в голове и сердце фотохудожника.
Редкая фотография Анатолия Семёновича отражает суетность, сиюминутность и незначимость происходящего. Почти в каждой – трепетная душа автора. Есть у него работы, которые выпадают из жанра фотографии. Это полотна, отражающие глубокий смысл и тончайшие чувства переживаний.
Вот, к примеру, одна из них. Осень. Ещё не поздняя. Со старой яблони опали листья. Запах их чувствуется, осязается, стоит только вздохнуть полной грудью. На чёрно-белом фото, чуточку подёрнутым цветом бледной охры, старое ветхое здание. По серой ленте мокрого тротуара усталой походкой бредёт человек. По сутулой его спине угадать можно непростую судьбу. Лица не видно, потому как он запечатлён спиной к зрителю. Ветхое строение, серый цвет земли, охра, пролитая в осеннем воздухе, сутулая спина прохожего и искорёженный морозами и временем ствол дички-яблоньки. Мастер ничего не придумал, не пририсовал. Он просто проронил в объектив собственную слезинку и посмотрел сквозь неё на мир. И это не единственная фоторабота Анатолия Звонарёва, которая заставляет переживать и пристально вглядываться в наше быстротекущее время.
Анатолий Семёнович никогда не метался в поисках своего призвания. Но ремесло своё постигал настойчиво. Отслужив положенный срок в рядах Советской армии, вернулся в родной дом и, не мешкая, пошагал в редакцию районной газеты, где Анатолия не только знали, но ещё и ждали. Но собственных знаний по большому счёту не хватало. Вернее сказать, Анатолий не захотел оставаться всю жизнь, как это случалось с некоторыми фотокорреспондентами районной газеты, работником-самоучкой.
Благо, тогдашний редактор газеты Иван Филиппович Кнапик разглядел в парне проявляющееся дарование. Да и хитёр был Кнапик. Он пообещал Анатолию хорошее будущее, но оговорился сразу же, что реализация светлых перспектив состоится лишь в том случае, если Анатолий после профессиональной учёбы непременно вернётся на родину. И не только на родину, но ещё и в коллектив районной газеты «Заря коммунизма», ставший для Звонарёва родным. И Анатолий, обретя диплом фотокорреспондента в далёкой Уфе, вернулся в село Казанское.
Годы, полные перемен, переживаний и даже потрясений, в отношениях между Анатолием Семёновичем и редакцией районной газеты ничего не изменили. Звонарёв расставался с газетой и вновь возвращался в её жаркое горнило. Но и в отрыве от нас – позавчерашних и сегодняшних – он продолжал оставаться своим. Мы говорим о нём: «Наш Звонарёв». И нам говорят при случае: «Ваш Звонарёв». И никто никого не поправляет.
Анатолий Семёнович – автор фотовыставок, отмеченных самыми строгими мэтрами от фотоискусства. Его фотоработы публиковались в двадцати пяти книгах. А числу журналов и газет с фотографиями Анатолия и счёт потерян. Звонарёва по заслугам, конечно же, называют фотохудожником. Фотоработы Анатолия действительно узнаваемы.
Как всякий творческий, талантливый человек, Анатолий Семёнович наделён от природы безобидными для окружающих чудинками. Он – человек абсолютно доверчивый, без зла и даже злобных помышлений. В последнее время стал я замечать в его взоре грустинку. По всей вероятности это примета возрастная. Во всяком разе на таланте мастера это не сказывается. Печаль – светлая, конечно же, поэту не повредит. А то, что Анатолий Семёнович Звонарёв – это искренний и талантливый поэт фотографии, у меня лично и у всех моих коллег никаких сомнений не вызывает.
Олег ДРЕБЕЗГОВ
Фото Павла Купцова