Имя Галины Егоровны Ширинговской я помню еще с той далекой поры, когда только начинала работать в редакции. Тогда колхоз «Заветы Ильича» был далеко не на последнем месте в районе, а доярка Ширинговская и в своем колхозе, и в районе - в передовиках.
-Меня на выставку сельскохозяйственную в Москву посылали за ударный труд, - говорит Галина Егоровна. - И депутатом была - своего сельсовета и районного. Сроду от работы не бегала - с тех самых пор, как еще девчонкой на ферму пришла.
Действительно, трудиться довоенные дети начинали рано. У кого отцов убили, у кого они от ран уже в мирное время поумирали, а семьи в ту пору многодетные были, у родителей Галины Егоровны восемь ребятишек было. Отец израненный с войны пришел, умер вскоре.
-Когда война началась, мне четыре года было, - вспоминает Ширинговская. - Ее я не помню, а послевоенное время - очень хорошо. Нищета, голод, тряпье донашивали друг за дружкой, но это ладно. На ноги нечего надеть было…
И все-таки начальную школу худо-бедно Галя закончила. Дальше продолжать учебу надо в Пеганово, а как? Попутки тогда - случайное дело, специально тоже никто не повезет. И все-таки рискнула ребятня, пешком пошла.
-Брат двоюродный меня повел, - продолжает Галина Егоровна, - думала, умру по дороге. Пеганово и так не близкий свет, а я еще босиком. Все ноги избила и исколола. На том моя учеба и закончилась.
Вот с этого времени началась тяжкая, изнурительная работа. Четырнадцатилетняя девчушка, чтобы не отстать от взрослых, из последних силенок билась, но группу своих коров выдаивала наровне со всеми и до последней капельки молока. И так целых семь лет, пока не поставили мехдойку. Но легче не стало. Работы было - непочатый край, надо было строить новые коровники, а кого за жердями в лес посылать, траншеи под фундамент кому копать лопатами? Дояркам, конечно. Рук рабочих и так не хватает.
Но молодость есть молодость. Как бы ни гудели руки и ноги, как бы ни болела спина, а на танцы, на игрища бегать успевали.
-Вот и худо, и бедно было, а все равно весело, - говорит Галина Егоровна - и светлеет вся от дорогих воспоминаний.
Еще бы, ведь именно тогда, в голодные и холодные времена, когда плясали босыми ногами на полянке под гармошку, когда в заштопанных кофточках и юбчонках бегали после работы на свидание, и зарождалась любовь - одна на всю жизнь.
Галина Егоровна и Виктор Федорович прожили вместе 51 год, вырастили четверых детей. Он тоже всю жизнь трудился в колхозе на тракторах и комбайнах. Не так давно его не стало. Но он еще успел помочь своей жене вырастить четверых внуков, оставшихся сиротами. Их дочь Ольга умерла в 42 года, и они помогали им чем могли, не считаясь со временем и силами. Дети выросли, но не забывают бабушку, навещают ее. А о своих потерях - муже и дочери - Галина Егоровна не может говорить без слез.
В деревне - а героиня моего материала живет в Крашенево - прожить одной в собственном доме и в немолодом возрасте довольно сложно. Но она не опускает рук. Летом возится с огородом, зимой чистит снег. Привычка трудиться неистребима, ведь не случайно за труд ей дали звание «Почетный гражданин района». Хорошо, что одна из дочерей, Валентина, живет в той же деревне и частенько заглядывает к маме. Приезжает и Надежда, она живет в Ишиме. А сын Валерий, когда в отпуске, старается обязательно что-то подлатать в родительском доме, подремонтировать.
-Вот так и живу, - размышляет вслух Галина Егоровна. - Ничего, было бы здоровье.
И вдруг заволновалась: «Если можно, то скажите от меня и от всех крашеневцев спасибо нашему медику - Рае. Она нас всех спасает, по первому вызову бежит и днем, и ночью. Золотой человек».
Мне пора ехать, а расставаться жаль. Кажется, еще столько не сказано. С сожалением прощаюсь, иду к машине - и вижу, как Галина Егоровна крестит меня, провожая в дорогу.
Спасибо и вам, дорогой человек.
Татьяна АЗАРОВА.
На снимке: Г.Е.Ширинговская.
**
Фото автора.**