Учащиеся 1 и 2 класса Петелинской школы, 1944 год.
Фото предоставила Валентина Прохоровна Заморских. Она вспоминает: «В 1943 году я пошла в первый класс в Петелино. Со мной учились дети из интерната, эвакуированного из Ленинграда: Галя, Нора, Женя и Юра. Хорошо помню, как ребята из детдома по утрам делали зарядку на берегу Тобола».
Старшая группа интерната 33/196 (дети, эвакуированные из Ленинграда). Фото 1945 г.
Четвертая справа во втором ряду – Татьяна Григорьевна Коколия, проживающая сейчас в Санкт-Петербурге.
Бывшие воспитанники интерната, эвакуированного в годы войны из Ленинграда в д. Мыс.
Верхний ряд (слева направо): Вася Шальнов, Толя Рымшан, Боря Экштадт, Сеня Смирнов, Юра Морозов.
Средний ряд: Валерий Мамонов.
Нижний ряд: Зоя Татуйко, Люся Сергеева, Тата Коколия, Мирра Бонус, Фиса Козлова.
Снимок сделан в 1951 году, в г. Ленинграде.
«Петелинская семилетка в те далекие военные годы была хорошей школой, с хорошими учителями, и учили там хорошо. Большинство вернувшихся из эвакуации в Ленинград школьников «теряли» год, я же продолжил учение в следующем, 7-м классе, без каких-либо проблем».
В. С. Мамонов
Мы продолжаем публикации о семьях, воспитанниках и сотрудниках интернатов, эвакуированных в наш район в годы войны из блокадного Ленинграда и других регионов Советского Союза.
Одним из сибирских селений, принявших детей и воспитателей, стала деревня Мыс. С 1941 по 1945 годы в детдоме находились дети в возрасте от 4-16 лет, учились ребята в Петелинской школе.
По воспоминаниям Клавдии Григорьевны Суворовой (Мясниковой), пришедшей работать в Мысовской детский дом 15-летней девчонкой в 1941 году: «Лениградских детей разместили в здании начальной школы. Здесь находились младшая и средняя группы, кухня и столовая. Через улицу было помещение медпункта в двухэтажном доме. На первом этаже располагались прачечная, столовая, две небольших комнаты для кастелянной. На втором - четыре комнаты для старшей группы: по две спальни для мальчиков и девочек (спали на топчанах). Через два дома находился изолятор».
В детдоме Клавдия Григорьевна вначале была подсобной рабочей: возила воду, дрова. В 1943 г. её перевели няней в старшую группу. Она кормила ребят завтраком и ужином, мыла их в прачечной, так как бани не было.
Подспорьем детскому дому во время войны было подсобное хозяйство. Персонал учреждения вместе с детьми работал в поле, на огороде, заготавливал дрова и корм для скота. Колхоз «Красная Нива» оказал большую помощь интернату, передав двух коров и быков.
25 июня 1945 г. коллектив интерната покинул сибирскую деревню. В сентябре 1945 г. директором Мысовского детского дома стала Иванида Ивановна Елесина. Теперь сюда поступали беспризорники и дети из детприемников, от родителей из Памятного, Широкоплечиково, Беркута, Хохлово, Томилово, а также из других детдомов Тюменской области.
В школьном музее с. Петелино есть уголок, посвященный эвакуированным ленинградским детям, учившимся здесь во время войны. Руководитель музея Вера Генриховна Ильичева любезно согласилась предоставить нам копии имеющихся у них материалов и фотографий. Она рассказала, что эта тема так или иначе затрагивается в разных исследовательских работах петелинских школьников.
Было время, когда юные активисты музея даже организовали переписку с жительницей Санкт-Петербурга Татьяной Григорьевной Коколия, находившейся в детском доме в д. Мыс во время вой-ны. Хочется привести цитату из первого письма Т. Г. Коколия, в котором она описывает подробности жизни в эвакуации.
«Дорогие девочки Валя, Наташа и Оля! Мне было очень приятно получить от вас письмо, всколыхнувшее воспоминания о детстве военных лет, узнать, что там живут и учатся хорошие девочки, относящиеся с живым интересом к истории своего села, школы, ветеранам войны. Это прекрасно, что вы создали в школе музей, который будет хранить память времен. Передавайте это замечательное начинание младшим ученикам, пусть продолжают.
Детский сад № 33, в котором я находилась с мамой, эвакуировали в Ярославскую область. Но война наступала. Детей привезли на ближайшую станцию Пречистое и разместили в товарные вагоны для дальнейшей отправки. Наш детский сад № 33 объединили с детским садом № 28, интернатом № 47 и составили интернат № 196 с ленинградскими детьми.
Станция подвергалась массированной бомбардировке, так как через неё отправлялись военные эшелоны на фронт из Сибири. Нас вывозили ночью, когда обстрел затихал. Военные пропускали детский эшелон беспрепятственно, в зоне обстрела мы двигались без остановок, нас сопровождал и охранял истребитель.
Мы ехали около месяца и оказались в Ялуторовске, а потом в деревне Мыс. Жили мы в бывшей школе, там же была столовая, а старшая группа находилась в другом помещении.
Сотрудники с детьми разместились у местных жителей. Детей сотрудников называли «домашними». Напротив нашей избы наискосок стояла полуразрушенная церковь.
В первый год жили особенно трудно, впроголодь, даже мы, «домашние». Местные ничего не продавали за деньги, они помнили, как «керенками» (так в народе называли обесценившиеся, никому не нужные денежные знаки - авт.) стены обклеивали. А вещей для обмена на продукты не было. К зиме нас одели в пальто, сшитые из военной ткани защитного цвета. Выдали валенки, так мы и ходили через пустырь в Петелинскую школу.
Моя мама вела среднюю группу и была заместителем директора. Она несла на себе львиную долю работы. Валерий Мамонов (воспитанник интерната – авт.) в 1961 году, проезжая мимо Ялуторовска, заехал в д. Мыс и в с. Петелино. Впечатление осталось тогда тяжелое, так как со времен нашего отъезда (в 1945 году) деревня только разрушалась, ни одной новой доски не было прибито.
Поэтому я очень обрадовалась, узнав из вашего письма, что село возродилось. Это прекрасно. Обустроились ли берега Тобола? При нас там ничего не было, только паром перевозил людей. Однажды я взялась сама переплавляться и едва его не перевернула».
В 1945 году Татьяна вместе с остальными эвакуированными детьми вернулась в родной Ленинград, окончила среднюю школу, Ленинградский государственный университет по специальности биолог-гидробиолог. В 1968 году защитила диссертацию, получила звание кандидата биологических наук. По окончании университета работала начальником лаборатории химводоочистки в системе «Водоканал», затем в НИИ гидротехники имени Б. Е. Веденеева в лаборатории ТЭС и АЭС.
В 2005 году Татьяна Григорьевна приезжала в Петелино. Она передала в школьный музей фотографии, Почётную грамоту Ялуторовского РК ВКП(б) и Исполкома райсовета депутатов трудящихся «За хорошую воспитательную работу, за заботливое отношение к детям, эвакуированным из Ленинграда», которой была награждена ее мама Фира Абрамовна Коколия, свое свидетельство об окончании начальной школы в с. Петелино.
Мы отправили Т. Г. Коколия письмо, рассказывающее о проекте «Согретые Сибирью», и надеемся, что Татьяна Григорьевна откликнется.
Обращаемся и к вам, уважаемые читатели, если вы обладаете какой-либо информацией, можете поделиться воспоминаниями, знаете что-либо о воспитанниках или сотрудниках ленинградских детских домов, эвакуированных во время Великой Отечественной войны в наш район, будем благодарны за содействие. Приходите в редакцию, пишите или звоните нам.
Анастасия МАМОНОВА
Фото из архива школьного музея Петелинской средней школы и семейного архива В. П. Заморских