Медиакарта
3:19 | 10 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Маленький ключ от большой истории

Маленький ключ от большой истории
18:29 | 08 сентября 2011

Известие о том, что у Тюменского судостроительного завода появился новый хозяин, разлетелось по городу за считанные дни.

Многие средства массовой информации заинтересовались, в первую очередь, ценой состоявшейся сделки. Так, интернет-издание «NewsProm.Ru» одним из первых сообщило, что группа компаний «Интегра», которой завод принадлежал с 2006 года, продала его обществу с ограниченной ответственностью «Монолит» за 773 миллиона рублей.

Однако на другой, более важный вопрос, ответа все еще нет - руководители «Монолита» предпочитают не распространяться о том, какие планы строят относительно имущественного комплекса судостроительного завода.

Неизвестно это и Надежде Юровских. Вот ведь удивительно! Она знает, что происходило с заводом со дня самого его основания - 5 июня 1928 года, а что будет дальше - не знает…

Может быть, поэтому - накануне больших перемен (что же они сулят?) - ветерана судостроительного производства все чаще тянет на родной завод. Кстати, позволить себе это Надежда Ивановна может - на проходной ее хорошо знают, и на территорию пропускают пока еще беспрепятственно. Она идет знакомым маршрутом (ходила по этим дорожкам и коридорам 62 года) и сжимает в кармане заветный ключ.

Нет, он не открывает двери цехов и кабинетов. Сейчас доступа в них нет. Но Надежде Юровских туда и не надо. Ее маленький ключик - от двери небольшого зала на втором этаже (замок слегка заедает).

Здесь - на стенах, в шкафах, на стеллажах - вся история Тюменского судостроительного. Немного покрытая пылью, правда, но от этого еще более завораживающая. Сюда вместе с Надеждой Ивановной часто приходят Юрий Андреев и Виталий Замураев. В стенах этого зала они - не ветераны, а снова, как годы назад, токарь, главный технолог, конструктор…

ПО СКРИПУЧЕМУ ПАРКЕТУ ИСТОРИИ

Надежда Юровских торопливо стирает пыль со стендов и фотографий, развешанных на стенах зала-музея. У некоторых задерживается - вглядывается в знакомые лица: кого-то уже давно нет…

Сейчас ветеранов Тюменского судостроительного завода 1120 человек, из них - 13 участников войны.

  • Однако совета ветеранов у нас уже, как такового, нет, - говорит Юрий Андреев. - Завода ведь - теперь нет. Значит, и совета - тоже.

Буквально на днях старейшие работники судостроительного встречались с новым хозяином. Разговор зашел и о музее, в том числе. Сейчас руководство «Монолита» переносить или ликвидировать его не собирается. Все остается так, как есть. Пока.

… Здесь скрипит под ногами паркет, трещит и слегка мигает лампочка дневного света, стоит большой стол, обтянутый потертым зеленым сукном.

  • Это стол Петра Петровича Потапова. Он был директором судостроительного завода с 1959-го года по 1988-й, - говорит Виталий Замураев. - И этот телефонный аппарат тоже его.

Виталий Борисович вспоминает, как в 1985-м году в большом зале на 4-м этаже главного заводского корпуса Петр Петрович под громкие аплодисменты работников завода принимал из рук секретаря обкома орден Отечественной войны I степени. Так судостроительный завод стал первым и единственным тюменским производственным предприятием, награжденным боевым орденом. И было за что: во время Великой Отечественной войны завод сумел в короткие сроки переквалифицироваться на выпуск военной продукции. Сначала рабочие изготавливали корпуса мин и боеголовок к реактивным снарядам, а с 1942-го года освоили строительство торпедных катеров.

Макет одного из таких катеров тоже хранится в музее - в стеклянном саркофаге. Только вот ордена в музее нет - на стене висит только его увеличенная копия.

  • Раньше орден хранился в первом отделе, - рассказывает Виталий Замураев, - а сейчас, скорее всего, в городском музее.

Наверное, там же и Красное знамя Государственного Комитета обороны, которым завод был отмечен за заслуги в военное время.

… Ну, а после того как улеглись военные страсти, судостроительный завод снова занялся своим базовым гражданским производством - строительством буксиров и барж…

  • Был период, когда начальник главка называл наш завод «баржовым», специально делая ударение на букве «о», - вспоминает Юрий Артемьевич.

Все изменилось, когда судостроительный выпустил первую в стране плавучую электростанцию, которой дали имя «Северное сияние». Ее проект подготовили в Центральном конструкторском бюро города Горького. В 1967 году работники Тюменского судостроительного завода обработали первую корпусную деталь станции. А в июне 1969-го полностью воплотили в жизнь технический проект головного образца «Северного сияния». После этого завод «баржовым» уже никто и никогда не называл.

  • Кстати, совсем недавно мне сказали, что ржавый корпус одной из плавучих электростанций стоит на приколе под Тобольском, - говорит Юрий Артемьевич.

Но это у ветерана производства не вызывает грусти - судно свое уже отплавало (средний срок его службы - 25 лет) и сейчас находится на заслуженном отдыхе.

По-настоящему обидно совсем за другие корабли - за те, которые так и не спустили на воду.

В 1990-м году заводу поступил заказ от администрации ХМАО на два танкера проекта 14891 грузоподъемностью 1000 тонн. Но в 1993-м году строительству дали отбой - два недостроенных танкера были вытолкнуты из заводского эллинга (ангара, предназначенного для строительства судов) на улицу. Стоят они там и по сей день. «Выкидыши перестройки», называет их Юрий Андреев.

  • Это как же надо не любить и не уважать труд людей, чтобы взять и прервать такую большую работу на полпути, - с досадой машет он рукой.

А Виталий Замураев протягивает мне реестр судов постройки «ТСЗ» с 1947 по 1995 года. Всего 2183 единиц - буксиры, баржи, понтоны, теплоходы, плавучие электростанции… Два танкера в этом реестре так и числятся «в стадии строительства».

Но судов, о которых ветераны завода говорят не с горечью, а с гордостью, намного больше. Это, например, наливной теплоход, на котором была перевезена первая тюменская нефть.

  • Это - визитная карточка нашего завода, производство, о котором могли знать и говорить все, - рассказывает Юрий Андреев. - Но параллельно мы занимались и таким производством, о котором нельзя было проронить ни слова. Это оборонная промышленность.

Порой даже начальники цехов не знали, изготовлением чего именно занимаются их подчиненные. Им выдавалась только часть проектной документации…

  • У всех у нас была подписка о неразглашении, - продолжает Андреев. - А в 1992-м году по радио во всеуслышание объявили, что Тюменский судостроительный завод закончил выпуск продукции оборонной промышленности.

Собственно, тогда он практически закончил и свое существование. Лебединой песней завода стал проект «Екатерина» - буровая установка, изготовлением которой рабочие занялись по заказу «Газпрома». Получившаяся установка и по сей день считается самой современной российской разработкой.

Однако этот успех, увы, не спас завод от постепенного «загибания». В августе прошлого года тогдашняя владелица судостроительного «Интегра» перевела его в режим консервации. И всех работников распустили, остались только те, кто занимался жизнеобеспечением имущественного комплекса.

Ну, и еще вот Надежда Юровских, Юрий Андреев и Виталий Замураев захаживают - в музей. Особенно часто в последнее время здесь бывал Юрий Артемьевич - готовил материал для публикации книги «Завод-труженик, завод-воин», которая вышла в конце 2010-го года. Ее написание инициировала городская администрация и городской совет ветеранов.

Все, что есть в музее, теперь есть и в этой книге. Жалко только, что листая книгу, не услышишь скрипа паркета под ногами, не почувствуешь спертого запаха былых времен, не пощелкаешь рычажками на пульте, который подключен к большому макету завода довоенного времени… Щелкаешь рычажок, около которого написано «здание 10-го цеха», и на макете загораются маленькие окошечки здания 10-го цеха…

Уходя, еще раз окидываем зал взглядами: ничего ли не забыли? Поднимаю глаза на большой стенд с фотографиями, грамотами и вырезками из газет, над которым написано: «Так начинался завод». Вот интересно, а закончится - как?..

Автор: Мария Самаркина