Медиакарта
1:23 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Искусство спасет мир

Обещанной премьерой трагикомедии «Мольер» Тюменский драматический театр окунул своих поклонников в стихию нового, 154-го театрального сезона. Видимо, неспроста этот спектакль в сентябрьском репертуаре поставили первым: он о театре!

Жанр «театр в театре» позволяет зрителю увидеть закулисье (удовольствие сродни раскрытию тайны!) – но не столько творческий процесс, сколько отношения, невидимые с той стороны занавеса. О, эта тема всегда в центре внимания в театральном искусстве! А если уж главный герой – мировая знаменитость, вдвойне любопытно узнать, что скрывается под знаком тире между датами его рождения и смерти.

О яркой и сложной судьбе драматурга, директора театра и актера Жана Батиста Поклена, взявшего псевдоним Мольер, «крещенного 15 января 1622 года в Париже – похищенного неумолимой смертью 17 февраля 1673 года» (цитирую реплики начала спектакля) пьесу создал не менее знаменитый Михаил Булгаков, дав ей название «Кабала святош». Режиссером из Санкт-Петербурга Александром Баргманом выбрано для постановки нейтральное название «Мольер», которое у автора фигурирует в скобках. Пожалуй, этот режиссерский ход дает зрителю большую свободу для трактовки фабулы, для собственных оценок и размышлений.

Весьма символично, что директора театра играет… директор театра – Сергей Осинцев. Вполне предсказуемый шаг в первый сезон при новом руководстве. Дай бог, чтобы разносторонне одаренный Осинцев так же достойно прожил теат-рально-управленческую жизнь, как и его герой, несмотря на козни-проблемы, которых у талантливого человека в любые времена предостаточно.

Фарсовый репертуар, который ставит «Блистательный театр» (так именует свою труппу Мольер), не всем по вкусу. В спектакле упоминается «Тартюф» – пьеса, где драматург разоблачает духовенство, по тем временам смертельного врага театра. Внешне мудрый старец, убеленный сединами, даже не пытается наставить на путь истинный «грешника». Все люди едины, они братья и сестры, и это истина должна быть хорошо известна служителю церкви. Не вера движет святошей. Что же тогда? Жажда властвовать над людскими судьбами. Политик-архиепископ, которого бесподобно играет заслуженный артист РФ Вениамин Панов, именно такой, каким представляешь высокопоставленных духовных лиц, выполняющих свой долг, не гнушаясь средствами.

Противостояние католической церкви и таланта, изуча-ющего и отображающего жизнь, можно назвать самым острым сюжетным стержнем спектак-ля. Эту идею мастерски отражает не только игра актеров, но и световые решения: Мольер никогда не уходит в тень, в то время как архиепископ с «телохранителями» практически все время остаются в темноте. Как удается добиться нужного эффекта и при этом сделать так, что зрителю все видно? Секрет театра – в коллективной работе художников: по свету (Дениса Солнцева), по костюмам (Ники Велегжаниновой), по сценографии (Анвара Гумарова).

Как только архиепископ ни пытается расправиться с комедиантом! Даже методы инквизиции пытается применить. И находит-таки ниточку, за которую можно потянуть. Мольер живет театром, в той же среде и находит себе женщин. Почему он не женился на первой своей возлюбленной, Мадлене, а с юной актрисой Армандой решает все-таки обвенчаться? Возможно, потому, что уже в молодости понимал: «презренная профессия» актера не даст никаких перспектив для девушки, и оставлял ей свободу, чтобы та смогла составить более удачную партию.

А Арманда не скрывала, что ждет от него ребенка. Что может погубить француза? Шерше ля фам! Подозрения в кровосмешении, предположения, что Арманда – дочь Мадлены и Мольера, в устах архиепископа превращаются в обвинения. Обе женские роли прекрасно и убедительно сыграны актрисами Еленой Самохиной и Натальей Никулиной.

Спасение от произвола церкви Мольер находит в покровительстве короля, который и разрубает затянутый узел интриги. «Дерзкий актер талантлив!» – роняет Людовик XIV. Такая яркая личность, как Мольер, может принести короне гораздо больше пользы, чем стройные ряды «винтиков» – их символизируют ряды стульев, фигурирующие на заднем плане, совсем как людской конвейер в знаменитом фильме «Стена» на песни «Пинк Флойд».

Невероятно, но ХХ век врывается в ткань спектакля яркими блестящими костюмами, песней Шарля Азнавура и… жвачкой. Клоунаду увидеть никак не ожидала! Ах да, ведь Мольер – комедиограф, буффонада как раз в его духе! Надо ведь угостить сладкоежек (особенно молодежь) и взбитым кремом! Номер удался: после холщовых рубах XVII века придворный ВИА вызвал аплодисменты публики! Даром перевоплощения поразил зрителей (и меня в том числе) Александр Тихонов: то его король «ломает комедию», то рассуждает здраво и мудро.

Но даже «король-солнце» не мог поспорить с церковью и ее убийственными аргументами в пользу греховности Мольера. Это сейчас нам легко иронизировать над королевской властью. Мольеровский крик отчаяния: «Я ненавижу государственную власть!» – это крушение его надежд, может быть, спасти мир с помощью искусства, да просто заниматься любимым делом. «Никогда не унижайся!» – завещает он своему слуге Бутону (Константин Антипин).

Как бы ни сложились обстоятельства, Мольер уходит из жизни со словами любви. В этот момент в душе его нет места обидам и тем более ненависти. Все было не напрасно! Мольер словно знал, что его назовут предвестником новой Европы, эпохи Просвещения, которое наступит всего-то через полвека. И особенно влиятельными «властителями дум» станут французские просветители.

Спектакль заставил меня задуматься, почему так боятся критики. Да, с каждой эпохой человечество развивается, мудреет. И все же людям нужно еще много учиться, чтобы экологично разруливать конфликты, а не разрушать судьбы друг друга.

Автор статьи: Светлана КЛИМЕНКО

рубрика: Театр