В день празднования 140-летия Тюменского ипподрома его трибуны были… полупустыми.
Нет, гостей, несмотря на прохладную погоду, здесь собралось много, однако большинство из них так и не присели на зрительские места, а предпочли сгрудиться вдоль длинного ограждения беговой дорожки. Отсюда наблюдать за выступлениями спортсменов куда интереснее: если повезет, то в перерывах между тренировками и забегами можно вытянуть руку вперед и провести ладошкой по мокрому шерстяному боку проходящего мимо рысака. А особым счастливчикам из зрителей удавалось даже потрепать лошадей по гриве и погладить по теплому носу. Это казаки, разминаясь перед торжественным открытием состязаний, то и дело подводили к ограждению своих скакунов – на счастье ребятне и взрослым, которые радовались возможности пообщаться с четвероногими спортсменами не меньше, чем дети.
Были среди гостей праздника и те, кому закулисная жизнь ипподрома показалась гораздо интереснее, чем официальная часть соревнований. В одной из конюшен мы встретили художника Евгения Жукова. Он, опираясь на тросточку, ходил вдоль денников и с любопытством смотрел, как наездники готовят к выходу своих питомцев.
По словам Евгения Аркадьевича, это не праздная прогулка: в конюшне он сторожит, когда же, наконец, будут выводить из стойла вороного жеребца Валдая. Пожилой художник познакомился с ним накануне – пришел на ипподром, когда его обитатели готовились к соревнованиям, увидел жеребца и сразу же понял: он очень хочет написать этого коня!
– Вообще-то, я пейзажист и раньше никогда не пробовал писать лошадей, но очень хочу попробовать. Думаю, что у меня получится, – провожая взглядами рысаков, говорит Жуков.
Чтобы не утомлять Валдая позированием (вряд ли он обрадовался бы, попроси его художник постоять часок на одном месте), Евгений Аркадьевич принес с собой фотоаппарат – сначала запечатлеет полюбившегося жеребца в цифровом варианте, а потом переложит изображение на холст…
Правда, картины в этот день можно было рисовать не только с Валдая. Вокруг было столько вороных, серых в яблоко, гнедых, рыжих и каурых, что у зрителей разбегались глаза!
В соревнованиях, посвященных юбилею ипподрома, приняли участие около 70 лошадей. Тридцать пять из них – из Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Хотя назвать их чужими язык не повернется – у всех обитателей Тюменского ипподрома их клички на слуху, и имена их наездников и владельцев – тоже.
– Потому что мы, конники, все друг друга знаем, сколько лет уже выступаем вместе, – говорит свердловчанин Юрий Татаринов.
Сегодня он участвует в бегах на кобыле Мисс. Ей предстоит бежать 2400 метров за приз Сорренто.
– Вот, будем болеть за них, – присоединяется к разговору земляк Татаринова Виталий Дуля. – Мы большую группу поддержки с собой привезли.
Кстати, многие болельщики действительно не поленились приехать в Тюмень за своими фаворитами. Например, Постниковы приехали из Ирбита целой семьей.
Вера Постникова заметно выделялась среди остальных зрителей на трибунах – на бега она пришла в красивой широкополой шляпке - в лучших европейских традициях.
– Эту шляпку я надеваю на все бега, – улыбается женщина. – А посещать мы их стали часто – после того, как завели собственную конюшню.
Сейчас в конюшне у Постниковых три орловских рысака – два из них уже на заслуженном отдыхе, а третий только-только начинает свою спортивную карьеру.
– Это нам друзья из города Артемовский любовь к лошадям привили, – говорит супруг Веры Алексей. – Теперь вместе на соревнования ездим.
Из Артемовского в Тюмень приехала кобыла Княжна – со своим владельцем Анатолием Кислициным. За них-то и переживали Постниковы.
Много болельщиков набралось и у маленьких участников скачек на пони. Девочки-всадницы первыми опробовали большую беговую дорожку. Правда, до финиша добраться удалось не всем. Ослик Трюфель, который замыкал скачку, прискакал туда… один.
– Ну, Трюфель, как обычно, – хихикают девчонки, наблюдавшие за состязаниями из-за ограды. – Он всегда так делает – выбрасывает всадника из седла еще на старте!
В этот раз не повезло девочке Насте. Зато ее подружке Лене удача улыбнулась – ее пони Тотоша опередил всех соперников.
Победу в этот день праздновали и взрослые участники бегов: они разыграли награду в нескольких забегах за призы Улова, Талантливого, Иппика. Были также приз 140-летия ипподрома и даже… имени графа Орлова!
Не остались без подарков и зрители. На всех программках, которые можно было приобрести, был написан номерок. Позже обладателям счастливого сочетания цифр объявили о том, что они стали владельцами сотового телефона, набора посуды, статуэтки лошади и… целого грузовика навоза. Это, кстати, был один из самых ценных подарков. Спросите у любого дачника!
Но и те, кто в этот день остался без удобрений, не потратили времени зря: где еще увидишь танцующего под баян коня! Или казаков, шашками и пиками разящих мишени. Или пони, резво перескакивающих через препятствия высотой почти в свой рост.
– Надеюсь, что нам удастся точно так же отметить и… двухсотлетие Тюменского ипподрома! – объявил его директор Иван Тестешев.
А две женщины, стоявшие недалеко от меня, ахнув, прикрыли рты ладошками и рассмеялись:
– Это ж по сколько лет нам тогда будет?