Медиакарта
20:21 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О чём расскажут фрески?

О чём расскажут фрески?
17:14 | 15 сентября 2011

Настенным росписям прошлых веков реставраторы подарили вторую жизнь

О том, что строители, реставрировавшие Софийско-Успенский собор, наткнулись на уникальную находку – на фрески, датируемые концом 17 – началом 18 веков, в «Тобольской правде» сообщалось неоднократно. И вот наконец реставрационные работы завершены, и появилась возможность увидеть эту рукотворную красоту в законченном варианте.

Я с трепетом вхожу в храм, внутреннее убранство которого приводит меня в восторг. От увиденного великолепия глаза разбегаются. Где же фрески? Замираю в растерянности. На помощь приходит заведующий иконописной школой дьякон Виталий (Ведерников). Фрески – его вотчина. На протяжении семи лет он служит в сфере церковного искусства при Тобольско-Тюменской епархии: заведовал реставрационными иконописными мастерскими, был заместителем заведующего иконописной школы, которую сам окончил в 2004 году. И несколько дней назад был назначен заведующим иконописной школой. А ещё он обучается в Московском Тихоновском университете на кафедре реставрации. Так что с гидом мне точно повезло.

– Да вот же они, на нижней части южной стены, – улыбается отец Виталий. От него я узнаю, что фрагменты старинной росписи обнаружили строители во время реставрационных работ, когда снимали старую штукатурку. Заметив цветные элементы на кирпичной кладке, строители обратились к реставраторам, которые не только датировали находку, но и определили, что данная роспись относится к редкой технике – клеевой темпере, наносимой на известковую обмазку. Для этой техники характерно использование натуральных пигментов – охры, земли, глины, которые перемешивают с клеем. Клеевой колер, наносимый на сырую штукатурку, становится с ней единым монолитом. И даже спустя столетия краски сохраняют свои первоначальные свойства.

Софийско-Успенский собор был расписан спустя несколько десятилетий после окончания строительства. Но от фресок конца 17 века осталось лишь несколько небольших фрагментов. В начале 18 века в Тобольске был сильный пожар, в котором пострадала и красавица София. Часть стен изнутри коснулся огонь, повредив роспись. На красочном слое реставраторы обнаружили следы былого пожара.

Работали над фресками специалисты высшей категории из Московского института реставрации, одни, хорошо сохранившиеся, реставрируя, другие, реконструируя.

– Находка сия уникальна, – говорит отец Виталий, – и потому требовала особого бережного отношения. Подобных храмовых настенных фресок в Сибири больше не обнаружено. Это ещё не живопись, но уже не иконопись, своего рода промежуточный этап формирования церковного искусства в России. Иконографические изображения начали нагружать живописными элементами. Появились объём, перспектива, парадная позиция у Святителей, элементы пейзажа, а в ликах просмат-риваются характеры. Трудно переоценить значение этой находки для учёных, ведь фрески могут о многом рассказать.

– Отец Виталий, а кто на них изображён?

– Святители, которые возглавляли русскую кафедру православной церкви с самого начала до более позднего времени. Но это не всё. Есть ещё фрески в алтаре, куда открыт доступ только духовенству. На них изображены Господь Вседержитель и евангелисты Матфей и Иоанн Богослов.

Отец Виталий, чтобы не быть голословным, отправился в алтарь и сфотографировал отреставрированные фрески, за что я была ему несказанно благодарна. Таким образом, получилась общая картина настенных росписей прошлых веков, которым в 21 веке была подарена вторая жизнь.

Анна ЩЕРБИНИНА