С наступлением сентября жизнь вчерашнего дошкольника круто изменилась. В его окружении появилось много незнакомых людей, на смену детсадовским игрушкам пришли тетрадки и учебники. Вроде и горят глаза у ребятишек, но мы, взрослые, должны понимать, что наши первоклассники, переживая перемены, испытывают сильный стресс. Как и чем помочь ребёнку, об этом мы попросили рассказать психолога Комплексного центра социального обслуживания Ольгу Александровну Рудакову:
– Важно заранее сформировать в сознании ребёнка положительное отношение к школе. Родители должны рассказывать, что в школу ходит старший брат или сестра, соседская девочка, в ней учились мама и папа. О том, сколько нового и интересного он сможет узнать в школе. Привлеките его возможностью завести новых друзей. Ни в коем случае не стращайте первоклассника плохими отметками и наказаниями за проступки. Не говорите, что с поступлением в школу детство закончилось – это неправда!
Родители должны помнить, что успехи ребенка в школе зависят и от его самочувствия. Дети шести-семи лет в начале учебного года могут часто страдать психосоматическими расстройствами. Если ребенок жалуется на головные боли, неприятные ощущения в животе, если у него ни с того ни с сего поднимается температура, обязательно обратитесь к психоневрологу.
В начале учебного года первоклассник потребует от вас особого внимания, будьте к этому готовы. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. Знайте, любой пустяк, на ваш взгляд, для сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Только тогда вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Спросите любого ученика начальной школы о том, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая-самая... Для первоклассника учительница среди взрослых выходит на первый план. И даже затмевает маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с неравнодушными родителями, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Помощь родителей потребуется ребёнку и в установлении отношений с одноклассниками, особенно, если ребенок не посещал детский сад. Малыш не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать утром в одно и то же время. На протяжении трёх-шести часов школьного дня ребенок активно учится. Такая нагрузка равна напряжённому рабочему дню взрослого человека. Увеличивается воздействие на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребёнка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его, дети нуждаются в регулярном и продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки».
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их оценках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Отметки и другие поощрения — показатель знаний ребенка. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите своего маленького ученика по любому поводу. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее его счастья.
Фото Павла ЛОЖКИНА