Спасти от «крокодила»
Всё, ушли от экспериментов: если раньше тестирование старшеклассников на наркотики проходило лишь в отдельных регионах нашей страны, то теперь эта процедура станет обязательной для всех школ России. Заставлять ребят никто не будет, тесты – только по добровольному согласию. Хотя практика прошлых лет показала: дети, особенно из сельской местности, к тестированию относятся совершенно спокойно. Говорят, им скрывать нечего.
КЛАССНАЯ РАБОТА
– В Казанском районе подобная процедура проходит вот уже несколько лет. За эти годы в нашей школе не было зафиксировано ни одного случая, когда бы тесты показали положительный результат, – рассказывает Надежда Бакаева, заведующая кабинетом профилактики психоактивных веществ общеобразовательной школы в Новоселезнёво. – В прошлом году пройти тестирование согласились абсолютно все школьники, даже те, кто оказался на больничном, – таких ребят в школу привезли родители. Тестирование проходят учащиеся девятых, десятых и одиннадцатых классов – группа риска, другими словами.
– Даже если ребёнок и попробовал какое-то вещество, то именно сейчас, в этом возрасте, его ещё можно спасти, – присоединяется к разговору Елена Калашникова, заместитель директора по воспитательной работе Новоселезнёвской общеобразовательной школы. – Наша задача состоит не в том, чтобы напугать детей, стараемся достичь другой цели: ребёнок должен сам прийти к убеждению, что наркотики ему не нужны. Не секрет, что в сельской местности ситуация с наркоманией менее остра, нежели в городе: у нас дети на виду, под присмотром. Потому мы делаем всё возможное, чтобы и в незнакомой для себя городской студенческой среде наши ребята сумели сказать соблазнам твёрдое «нет».
Этому учат не просто на словах. Отстаивать свою точку зрения школьникам предлагают на практике. Вот уже несколько лет в учреждении проводится элективный (избирательный) курс «Мой выбор». На каждом занятии ребёнок ставится в ситуацию, когда он должен принять единственно правильное решение.
– Мы помогаем детям понять, что судьба зависит от них самих, что последнее слово при выборе жизненного пути – тоже только за ними. Ответы выуживать у ребят не стремимся, они сами делают вывод, чего же на самом деле хотят от этой жизни. И наркотиков, поверьте, в этих планах нет, – продолжает Елена Николаевна.
– Как бы ни ругали современных подростков, нельзя не сказать, что молодёжь при всех нареканиях у нас особенная: мобильная, информационно-ёмкая, способная воспринимать громадное количество информации, отсеивать в этом потоке всё ненужное. И кто вам сказал, что таких ребят – единицы?
ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Тестирование проходит в два этапа. Первый – информационно- мотивационный – уже начался. В эти дни в школах Казанского района с учениками и родителями проводят беседы, учителя рассказывают, что собой представляет тест и для чего он нужен.
– Экспресс-анализ занимает всего несколько минут, тест-полоска способна выявить сразу три наркотических соединения, – говорит Надежда Васильевна Бакаева. – На родительских собраниях мы открыто демонстрируем тесты, ничего не скрываем, ведь именно эти образцы и будут использоваться на контрольной процедуре. Для оценки результатов к нам приедут специалисты из Тюмени – нарколог совместно с группой медиков. В том случае, если какой-то анализ вызовет у экспертов сомнения, или они посчитают, что тест был проведён неверно, ребёнка сразу же направят к наркологу. Тот с учеником будет работать уже индивидуально.
Тестирование проходит анонимно, результаты сообщат лишь детям и их родителям.
На втором этапе – подготовительном – со школьниками (тем, кому исполнилось 15 лет) либо родителями (если их дети младше 15-ти) заключат договоры – в них должно быть подтверждено согласие на прохождение тестирования. В какой конкретно день оно пройдет, никто не знает, даже педагоги. Дату назовут буквально за несколько часов.
– Решение о проведении подобного тестирования, считаю, правильным шагом правительства. Кто кроме нас будет спасать наших же детей? От действительности никуда не спрячешься: наркотики становятся всё доступнее. Чего стоит только один дезоморфин, или (как его называют) «крокодил». Страшнейшее вещество, жуткие последствия…О нём сегодня говорит вся страна – этот наркотик попросту сжирает молодёжь! Чтобы защитить от него, о пагубных привычках подростков нужно узнавать своевременно, быть на шаг впереди, – добавляет Елена Николаевна Калашникова. – Спасибо родителям: они разделяют позицию школы, к тестированию относятся положительно, во всех вопросах идут навстречу. Другая составляющая успеха – люди, которые работают с детьми. Равнодушных среди них быть не должно. Ведь то, что мы делаем, не для галочки, не для отчёта, в наших руках – людские судьбы, это личности, которые только начинают свой путь. Помочь сделать первый шаг, не оступиться – вот к чему мы стремимся.
Начало тестирования школьников на наркотики перенесли на октябрь этого года. Хотя ранее Минздравсоцразвития России планировало запуск масштабной акции одновременно с началом учебного года.
Напомним, инициатива по введению добровольного тестирования была одобрена на заседании Госсовета с участием Президента Дмитрия Медведева в апреле 2011 года. Тогда глава государства выдвинул ряд инициатив, которые позволят активней бороться с наркозависимостью в стране. В частности, предложения Президента предусматривают не только тестирование учащихся, но и борьбу с наркоторговлей в Интернете, а также некоторые законодательные новации в отношении наркоманов.
Опрос: Что говорят казанцы?
Введение тестирования бурно обсуждается всей страной, к полемике присоединился и наш район. Мнения сельчан выслушал корреспондент газеты.

Маша Храмцова и Даша Калашникова, ученицы 10-го класса:
– Наркотики мы не пробовали, зачем? От них появляется зависимость, проблемы со здоровьем, да мы детей родить не сможем! Опять же родителей расстраивать не хотим. От этих наркотиков одни проблемы. Знакомый делился впечатлениями, он пробовал какую-то «дурь». Говорит, потом очень плохо было, тошнило, болело тело. В общем, не понравилось ему, и после того раза больше не употреблял ничего. Как относимся к тестированию? Хорошо. Нам ведь скрывать нечего. Да и родителям так спокойнее. Ну а тем ребятам, у кого тест выявит наркоту, взрослые смогут вовремя помочь. Что же в этом плохого?

Александр Кравченко, его дети ходят в первый и шестой классы:
– О здоровом образе жизни своим детям говорю ежедневно. Встретили как-то в одном из крупных городов области настоящего наркомана, дети сразу с расспросами пристали: «Что это такое с дяденькой?» Разве скрывать буду? Ведь вот он – наглядный пример. Популярно им объяснил, что прохожий – наркоман. Долго потом рассказывал, к чему ещё может привести употребление наркотических веществ. Считаю, что проведение тестирования – затея правильная, нужное дело. Школа должна активно участвовать в воспитании детей, да и родителям это помощь хорошая.

Денис Вакорин, Андрей Жеребухин, Коля Сухих, ученики 9 класса:
– Наркотики – фигня полная! Курнул траву, и что дальше? Мы от этого лучше что ли станем? Вот от того, что спортом занимаемся – тут да, и здоровья прибавится, и сил, и выносливости. А наркота…Не хотим даже пробовать, нет никакого желания. Если кто-то настаивать будет и брать на «слабо»? Ну и что! Мы отпор таким настойчивым сможем дать, ведь свой выбор уже сделали, твёрдо решили, что наркотики точно не для нас.

Сергей Барнёв, дедушка двух внуков:
– Да, тестировать школьников необходимо. Наркомания – реальная угроза национальной безопасности страны. Без тестов некоторым родителям и в голову может не прийти, что их чадо употребляет наркотики. Но эти сведения должны быть засекречены, знать о результатах, считаю, должен узкий круг лиц
Наталья Анатольевна Ляпина, мама троих учеников:
- Считаю, это очень хорошая идея. Почему? Ну как же, ведь в подростковом возрасте ребята очень скрытные, попробуй, добейся от них, с кем общаются и чем их товарищи занимаются. Если и случится несчастье – попробует ребенок наркотик, в семье ведь сразу могут и не заметить, упустить беду. А тест всё расставит на свои места, родители тревогу смогут забить своевременно.