Медиакарта
22:21 | 30 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Путешествие по безмятежной стране

Путешествие по безмятежной стране
10:50 | 28 сентября 2011

Артисты Тобольского драмтеатра репетируют знаменитую сказку Туве Янссон

Как-то весенним утром… Нет-нет – автор не заврался и ни чуточку не сбрендил. Просто именно со слов «как-то весенним утром» начинается история про шляпу волшебника и всяческие приключения с превращениями, происходившие в Муми-доле.

А в Тобольске у нас осень, и уж недалёк и ноябрь. И всем доподлинно известно, что в ноябре всякий порядочный Муми-тролль погружается в спячку («и, по правде сказать, это очень разумно»). Но здесь наша история делает неожиданный поворот. В городе осень, а в Муми-доле в самом начале весна. Вот даже и кукушка подаёт свой голос с этакой специальной, весенней, хрипотцой.

Шевельнулась верёвочная лестница, прикреплённая к самой верхушке большого дерева-дома, зашелестели кусты. Кто здесь?.. «Привет», – мимоходом (но вежливо) сказал мне Муми-тролль и потопотал дальше, уважительно обходя по пути всяческих ползучек и малявок.

На перилах мостика-горбунка посиживал его дружок Снусмумрик и наяривал на губной гармошке свою самую весёлую песенку: «Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты».

Вот, опять вы скажете, что я вру напропалую или… того – обострился по осени. Отнюдь, дорогие друзья-читатели, здоров и светел, как никогда. А все эти встречи, все весенние кукушки и невероятные деревья оттого, что тропа журналистская завела меня в Дом детского творчества, где артисты Тобольского драматического театра репетируют спектакль «Шляпа волшебника» по одной из знаменитых книг про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон.

Мимо проплыло облако, к которому прицепился какой-то Хемуль… Эге, да это же режиссёр-постановщик, знатный сказочник Васильев.

– Летите сюда, Пётр, снижайтесь уже – побеседуем. Развернулся. Снизился. Приземился мягко, бережно уложив подле ног здоровенный чемоданище, в котором находилось что-то этакое – величиной с голову пантеры.

– Почему именно Муми-тролли, досточтимый Пётр? Неужели вам своих, русских сказок недостаёт?

– Достаёт. Свои, русские, есть и ещё какие расчудесные. Но когда я ставил здесь, в Тобольске, «Путешествие Нильса», во мне проснулись давние детские воспоминания о «Муми-троллях». Вспомнил я, как очень сильно болел и читал сказки Туве Янссон. Тогда, в жару и галлюцинациях я просто побывал в этой самой безмятежной стране и перезнакомился со всеми её обитателями. И вот, когда я задумался, что же ещё можно поставить-придумать для детей (в том числе и своих), то первой идеей были Муми-тролли. И директор вашего театра мою идею принял.
Книги Туве Янссон – это целая Вселенная. Густонаселённая, загадочная и очень добрая. Путешествовать по ней можно бесконечно. И детям, и взрослым. Быть может, это самая доб-рая Книга в целом свете… Вот почему – Муми-тролли.

– Знаю, что в Финляндии весьма трепетно относятся к наследию Туве Янссон и конт-ролируют процесс создания фильмов и спектаклей по её книгам.

– Совершенно верно. Книги про Муми-троллей объявлены национальным достоянием страны. Здесь есть и коммерческий интерес – доходы от реализации продукции, использующей образы этих доб-рых малых, привносят в госбюджет Финляндии средства, сопоставимые с налогами, которые платит корпорация Nokia. Но дело не только в деньгах – финны тщательно следят за тем, чтобы никто не смог исказить образы героев, созданных всенародной любимицей (кстати, шведкой по национальности).

– И что, даже тобольский спектакль питерского режиссёра Васильева эти дотошные финны контролировали?

– Ещё как! На всех стадиях работы происходило согласование с финской стороной. Утверждали текст сценической адаптации – пришлось перевести мой вариант на английский. Отсматривали эскизы сценографии, костюмов и кукол и готовые варианты. Кое с чем не соглашались, но в процессе диалога мы договаривались. Даже к полоскам на переднике Муми-мамы немного придрались – они, дескать, должны быть красного цвета, а у вас синие. Но «отстояли» мы свои синие полоски.

Теперь вот ждут от нас видеоверсию готового спектакля. А мы работаем.

– Понял-понял. Не буду отвлекать более.

И здесь с лихим прищёлкиванием мимо нас промчались озорные Тофсла и Вифсла…

– Нет! Ещё от одного вопроса не уйти вам. Расскажите о художнике спектакля – авторе этих трогательных весельчаков и всех остальных чудес расчудесных.

– Художник – Алевтина Торик. В кукольном мире – человек известный, можно даже сказать, знаменитый. Автор оформления многих замечательных спектаклей. Лауреат «Золотой маски» за спектакль «Вий»… Художников, равных ей, на сегодня… может быть, я бы в нашей бескрайней талантливой стране нашёл ещё двоих. И, слава Богу, что он свёл нас на театре.

Это очень искренний и доб-рый человек, который хочет работать для детей и, что немаловажно, любит это делать. Сегодня очень часто, даже в нашем кукольном мире, многие работают для денег, для популярности. Мало кто – для детей.

Аля сама говорит о том, что ей главное сделать такой художественный материал, который будет интересен её дочке. Недаром кто-то очень неглупый сказал, что делать хорошие спектакли для детей могут только люди, у которых в семье есть эти самые дети. И чуть они подрастают – надо заводить новых. Человек, который постоянно находится в общении с ребёнком, видит мир иначе… Это правда. И мы своих кукол всегда несём по домам, наши дети с ними играют. Мы смотрим, кто им больше всего нравится или не нравится. Когда я увозил в Тобольск Ванечку из «Сказки про Конька-Горбунка», моя старшая дочь очень… недовольна была. Сейчас обе ревниво спрашивают: «Как там, в Тобольске, наш Нильс поживает?..» Хорошо, отвечаю, поживает Нильс. Вот в Москву скоро на гусях полетит.

– Да, спектакль «Путешествие Нильса с дикими гусями» в ноябре примет участие в фестивале «Сказочный мир»… А вам, Пётр, желаю успеха в работе над «Шляпой волшебника»… Надеюсь, что в нашем театре вы поставите ещё… и ещё, и ещё.

Мы раскланялись. Васильев подтянул за верёвочку своё облако и полетел дальше… А чемодан с чем-то этаким позабыл – оставил… И я не удержался – заглянул в него.

Там было та-а-ако-о-о-е!!! Но это – тс-с-с – секрет. Раскроем его 1 октября на премьере (спектакль будет дан на сцене Дома детского творчества).

Дмитрий Карасиер