Медиакарта
13:23 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

По следам неоплаченных долгов

На прошлой неделе сотрудники службы судебных приставов провели очередной рейд по должникам.

Начало обычного рабочего дня. Нас в служебной «Ниве» пятеро: судебные приставы-исполнители И.Е. Гардт, Г.И. Сырцова, пристав по охране деятельности судов В.В. Фурнов, водитель В.А. Турханских и автор этих строк. Мы отправляемся в рейд по району с целью «выбивания» задолженностей с алиментщиков и проверки арестованного имущества. Моя задача – посмотреть, как это происходит.

Маршрут лежит в близлежащее сельское поселение. По пути приставы вводят в курс дела по своим клиентам. Например, арест сельскохозяйственных машин произошёл из-за долгов по банковским кредитам. Но это не значит, что их тут же изъяли и выставили на торги. В соответствии с законом, имущество, в целях его сохранности, передается ответственному хранителю, назначаемому приставом. Им может быть сам должник, взыскатель или иное лицо. В нашем случае сельхозмашины оставлены на хранение у самого сельхозпроизводителя на определённый срок, а теперь только отслеживается. Что касается злостных неплательщиков алиментов, то одно делопроизводство можно вообще отнести в разряд лихо закрученного сюжета индийского кино… Но об этом чуть позже.

Доверяем, но проверяем

За разговорами незаметно летят километры, и вскоре мы въезжаем в центральную усадьбу, а затем и на территорию крестьянского хозяйства. Возле самых ворот приткнулась маленькая избушка, на крыше которой под моросящим дождём жалобно мяукает серый котёнок. Судя по всему, домик выполняет роль сторожки или бытовки - особой разницы в названии нет. Главное, что внутри слышны голоса - значит, помещение не пустует. Толкаем дверь и попадаем в небольшую комнатку, большую часть которой занимает довольно-таки просторное спальное место. Видимо причиной вынужденного безделья находящихся здесь работниц стала «нелётная» погода, а вот на вопрос - где руководитель? – женщины не могут ответить, переглядываются и неуверенно пожимают плечами… Впрочем, проверить наличие сельскохозяйственной техники судебным приставам ничто и никто не препятствует. Сверяясь с описью, приставы обошли всю территорию и убедились, что оборудование никуда не делось — всё на месте...

Неподалёку в зерновом складе копошатся мужчины, с увлечением ремонтируя какой-то мудрёный агрегат, а в глубине помещения видны горки обмолоченных злаков нового урожая. Кажется, сей факт чем-то озадачил сотрудниц в чёрной форме… Пока я пытаюсь вытянуть мужичков на диалог, приставы негромко переговариваются, и до меня долетают лишь обрывки разговора… Кажется, речь идёт о том, что нельзя арестовывать только семенной фонд, но с этой пшеницей явно что-то не так…

Рабочие несловоохотливы и даже на бесхитростный вопрос о предназначении ремонтируемой конструкции, недовольно бурчат, что «он всё может делать»… Ну что же, это их право – вступать в разговор или нет. Тем более, что здесь нам делать больше нечего, и мы вновь трогаемся в путь, выруливая на соседнюю улицу...

Два сапога – не всегда пара

Следующий визит нанесён злостному неплательщику алиментов, хотя в конкретном случае, это понятие - весьма субъективное. Более того, язык не поворачивается отнести сорокапятилетнего мужчину в разряд неисправимых должников. Он категорически отказывается платить алименты на ребёнка, которого бывшая жена родила от сожителя и записала на фамилию прежнего супруга. Поскольку брак не расторгнут, он «автоматически» и стал отцом малышки. Казалось бы, ситуация парадоксальная, но до тех пор, пока это не будет подтверждено в судебном порядке, и суд не удовлетворит иск об оспаривании отцовства. Ведь уже изначально, с момента рождения ребенка, закон стоит на стороне матери. Кстати, факт того, что бывший муж – не отец девочки, сама женщина не отрицает.

Что тут говорить - случай нестандартный. Непривычно и как-то нелепо выглядит со стороны тот факт, что судебным приставам-исполнителям приходится совестить и «выбивать» алименты у вполне положительного мужчины, который в своё время настоял на лишении родительских прав своей жены из-за недостойного поведения в быту и как мог поднимал на ноги троих детей - своих, родных. В настоящее время он живёт один. Снаружи дом крепкий и отремонтированный, усадьба не заросла бурьяном, и здесь нет перекошенных заборов. Да и внутрь можно заходить без опаски - начиная от крыльца, сразу видно, что здесь обитает неплохой хозяин. Кругом чистота и порядок. Он не пьяница и не бездельник, не агрессивен и не замкнут, наоборот – разговорчив и вполне благожелателен. Но фраза «Я не буду платить!» - звучит, наверное, в тысячный раз. Разорвать эту цепочку можно только с помощью генетической экспертизы, ведь время не повернуть вспять и поздно сожалеть, что «вот если бы молодость вернуть, ни за что бы на ней не женился»… Где в настоящее время летает мать-кукушка, продолжая вести антисоциальный образ жизни, хозяину не ведомо. Он ещё раз получает на руки предупреждение судебного пристава об уголовной ответственности за неуплату алиментов в пользу органа опеки и попечительства на содержание девочки, которая в настоящее время живёт в опекунской семье. Искреннее сочувствие и понимание к делу не пришьёшь. Единственный выход – это поговорить с опекунами, чтобы забрали исполнительный лист. Кстати, родной отец девочки вовсе находится в местах лишения свободы.

Заезжаем ещё по двум адресам, разыскивая следы должников, и если в одном случае никаких следов отца-беглеца не обнаружили, то в другом доме супруги мирно продолжают существовать на одной территории, и выплата алиментов на совместного ребёнка для матери - чистая формальность. Некая «уздечка» для мужа и гарантированная прибавка в семейный бюджет.

На сегодня в районном отделе судебных приставов на исполнении находится 444 производства по всем видам задолженностей — штрафам, кредитам, долгам по коммунальным платежам... Из них 100 - по взысканию алиментов. Всего за девять месяцев текущего года было заведено 1728 делопроизводств. Мне сложно судить об эффективности регулярных рейдов по адресам неплательщиков. Но то, что соответствующие структуры не оставляют должников в покое, регулярно напоминают им о своих обязательствах, только приветствуется.

Автор: Ольга АНДРИЕНКО