Медиакарта
21:46 | 27 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Есть кому звонить в колокола

24 года со дня основания общественной организации – клуба «Добрая воля»

Это клуб по интересам. А интерес у нас один – постараться сохранить архитектурный облик древнего Тобольска для потомков. Хотя бы таким, каким мы знали его в 80-е годы прошлого столетия.

Члены клуба по выходным дням оказывали практическую помощь тобольским реставраторам. Выполняли самую грязную работу, тем самым не отвлекали специалистов от основной деятельности – отряд реставраторов в ту пору был малочисленным.

Председатель клуба Людмила Николаевна Захарова умела включить в дело всех, даже детей, пришедших на субботник. А после всегда были встречи с интересными людьми. Научный сотрудник музея-заповедника, уроженец Тобольска Борис Олегович Эристов больше других знал историю родного города. Он был непревзойденным рассказчиком. Слушали его с огромным интересом.

Меня подкупало то, как подробно Борис Олегович рассказывал о праздновании 300-летия Тобольска, будто это было только вчера, а не 100 лет назад. И так обстоятельно он мог поведать о любом историческом событии, связанном с нашим городом.

До ухода из жизни Людмилы Захаровой, в октябре 1998 года, клуб «Добрая воля» был могучей кучкой единомышленников. О нем знали в стране. Захарова приглашала журналистов из столичных журналов («Работница», «Смена», «Советский Союз»).

Помню, участникам субботника было предложено ответить на два вопроса: «Почему я хожу в «Добрую волю?» и «Что мне дала «Добрая воля?» Людмила Николаевна написала так: «Даже не верится, что год назад мы не были даже знакомы друг с другом. Мне пришла в голову мысль выйти на субботники, но, честное слово, на первых порах это носило для меня какой-то жертвенный оттенок – все же семья, дети, кухня. Но после первого субботника этот оттенок куда-то исчез. А чувство радости общения с чудесными людьми меня не покидает до сих пор». Борис Олегович Эристов: «Нравится конкретизация: не слова, а дела, пусть на первых порах не самая квалифицированная работа. Важно другое – зримый результат своего труда.

Интересные беседы, будирующие вопросы мне как музейному работнику, коренному тоболяку, дают возможность быть всегда в форме. «Добрая воля» должна стать неразрывной с будущим Тобольска».

Хочется еще привести слова инженера с ТЭЦ Николая Ивановича Шамшурина: «Я без общения не представляю свою жизнь. А общение с людьми, близкими мне по духу, по любви к истории, к Отчизне, к городу, приятно втройне. Общение не ради общения, а общение в труде и отдача с пользой для нашего общего дела!»

Много хороших людей ходило в клуб. А потом ушли – кто по идейным соображениям, а кто в силу жизненных обстоятельств. Мы их всех помним и уважаем их выбор.

Теперь добровольцев не так много, как было раньше. Но остался костяк. Члены клуба не могут равнодушно смотреть на то, как тобольскую старину отправляют на слом, а на ее месте строят современные дома и другие сооружения. От древнерусских построек, которые приводят в восторг гостей города, скоро не останется и следа.

Обращались мы с просьбой сохранить здание богодельни – памятника середины XVIII века по переулку Розы Люксембург, 5 «а». А также по вопросу восстановления утраченного Богоявленского храма (1691 год постройки) вместо планируемого на его месте строительства часовни. По богодельне сообщили, что она находится в муниципальной собственности. И собственник несет бремя его содержания. Сегодня она в руинном состоянии… По строительству Богоявленского храма уведомили, что эти вопросы в компетенции религиозной организации. Хочется также привести примеры использования ранее отреставрированных памятников. Взять клуб «Ветеран», так его по привычке называют тоболяки, по улице Семакова, 14. В прошлом это одноэтажный жилой дом купца Корнилова. При реставрации здания заново перекрыли кровлю. На крыше стоят декоративные кирпичные столбики, между которыми проходит ажурная решетка. Памятник сдали в августе 2006 года к Дню строителя. С хорошим качеством, как писали в газетах.

Весной следующего года при потайке снега первый столбик справа от центрального входа был смыт с крыши талыми водами, прихватив с собой два звена решетки (с обеих сторон). Не знаю, обращались или нет хозяева дома (центр искусств и культуры) в МП «Сохранение памятников истории и культуры» с просьбой восстановить столбик и решетку на крыше. А точнее сказать – устранить брак, допущенный строителями. Но до сих пор там нет ни столбика, ни решетки. Как говорится, что упало, то пропало…

Второй пример. Двухэтажный жилой дом купца Корнилова по улице Кирова, 17. Сейчас там размещена районная библиотека. Известно, что здания-памятники внешне должны иметь первоначальный вид независимо от того, что в них расположено. Начинка домов современная: электричество, канализация – все удобства. Но дизайн прежний. Старину не трогают. Старина, подлинность – это и есть дизайн. У нас же центральный фасад дома украшают… две спутниковые тарелки. Будто техническое оснащение учреждения обязательно должно быть на главном фасаде здания. По отношению к памятнику начала ХХ века это выглядит дерзко и противозаконно.

За тем, как в городе относятся к историческому наследию, как ведутся реставрационные работы, пристально смотрят десятки неравнодушных тоболяков, и в случае надобности они будут бить тревогу, звонить во все колокола.

«Добрая воля» живет под девизом, принятом клубом еще в год его рождения:

«Если не мы, то кто же?!

Если не сейчас, то когда же?!»

Галина Кондакова, член клуба «Добрая воля»

Юрий ПОПОВ (фото)