Проблема распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и других видов зависимого поведения среди молодежи занимает особое место в современном обществе и привлекает к себе огромное внимание специалистов различного профиля - наркологов, педагогов, психологов и т.д. К тому же распространение наркомании и алкоголизма в России набирает колоссальные темпы. Постепенно происходит снижение возраста употребления психоактивных веществ, всё большее место среди химически зависимых людей занимают девушки и женщины.
Особую значимость в последнее время приобретает проблема развития нехимических форм зависимого поведения людей. Это, прежде всего, зависимость от азартных игр, компьютера и сотового телефона. При этом проблема усугубляется тем, что основу зависимого контингента составляют, как правило, подростки - лица с не до конца сформировавшейся психикой, с не сложившимися окончательно психологическими структурами.
При рассмотрении причин и механизмов возникновения у ребёнка склонности к зависимому поведению большое внимание уделяется семейным взаимоотношениям, а также особенностям отношений ребёнка с родителями. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, его адаптация к меняющимся жизненным обстоятельствам, воспитание здоровой, социально активной, зрелой личности.
Психологи Воронежского государственного университета провели исследование, которое было направлено на выявление связи между различными характеристиками родительского воспитания и выраженностью психологической склонности подростка к химической и нехимической зависимостям. В качестве психодиагностических процедур использовались различные методики. Они позволили установить типы дисгармоничного семейного воспитания, провоцирующие отклонения в развитии личности детей и подростков:
-
гиперпротекция (т.е. родители уделяют ребёнку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни);
-
гипопротекция (т.е. ситуация, при которой ребёнок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него, как правило, «не доходят руки»; за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьёзное);
-
эмоциональное отвержение (т.е. ребёнок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливается большая дистанция в отношениях между родителями и ребёнком; идёт воспитание по типу «Золушки»);
- жестокое обращение (т.е. потребности детей не удовлетворяются, их лишают удовольствий, наказывают, избивая и истязая их).
Проанализировав результаты исследования, психологи говорят о том, что нарушения материнского воспитания в большей степени связаны с развитием склонности к нехимической зависимости, в то время как искажения взаимоотношений ребёнка с отцом могут выступать основой возникновения склонности к наркомании.
Уважаемые родители! Чтобы уберечь своего ребёнка от «неправильных» поступков, старайтесь придерживаться простых правил:
• не заставляйте ребенка ничего делать насильно; если хотите попросить его что-то сделать, то попросите вежливо;
• пытайтесь вообще не повышать голос на ребенка, потому что это вызывает у него упрямство: «Вот теперь назло им не буду это делать!»;
• не читайте всякие морали по любому поводу, от их избытка ребёнку просто захочется закрыть уши и вообще ничего не слышать;
• больше доверяйте самостоятельным решениям вашего ребёнка.