Занимаясь лечебной деятельностью на протяжении всей жизни как врач-инфекционист, Татьяна Леонидовна Осипова (на снимке) сделала неплохую карьеру руководителя (от заведующей поликлиникой и заместителя главного врача по лечебной работе - до исполняющей обязанности главного врача).
В истории ГЛПУ ТО «Областная больница № 18» (с. Б. Сорокино) заведующая поликлиникой Т.Л. Осипова первой из врачей получила высшую категорию и звание «Отличник здравоохранения». Имеет значимые награды - благодарности от здравотдела и департамента здравоохранения Тюменской области (одна из них - за предотвращение вспышки опасного заболевания - холеры), почётную грамоту от губернатора Тюменской области. Не раз поощрялась главами администрации Сорокинского муниципального района и главными врачами Сорокинской районной больницы в разные времена.
Татьяна Леонидовна принимает активное участие в жизни нашего общества: является членом партии «Единая Россия», избиралась депутатом Сорокинского сельского поселения и первой районной Думы.
На вопросы, какие качества человека близки по духу, какие черты характера не может простить, моя собеседница ответила:
- Ценю справедливость и порядочность, не приемлю корыстолюбие, хвастовство, лесть, болезненно переношу предательство.
Здравоохранение в России уже много лет претерпевает реформирование. Самозабвенный труд ради общего блага и любви к окружающим людям, беспокойство за каждого пациента, тревожные сообщения по телефону, порой огульная критика и прочие обстоятельства требуют нервного напряжения.
Татьяна Леонидовна, испытывая подобное на себе, признаётся:
- В период реформирования сложнее работать в психологическом плане. Врачам приходится думать не только об эффективности лечения, но и об обеспеченности больных медикаментами.
Гражданам трудно смириться с высокими ценами на лекарства и платными услугами медицины, ведь система здравоохранения Советского Союза считалась лучшей в мире! В данный момент я собираю заявки от льготников.
При индивидуальном финансировании непросто добиться медицинской высокотехнологичной помощи. Во-первых, на дорогосто-ящие операции по квотам выделяются бюджетные ассигнования после консилиума врачей, всех согласований, предоставления пакета документов с анализами и заключением. Они высылаются на рассмотрение в областную комиссию, которая ставит на очередь, потом только назначается день операции. Примеров бюрократической волокиты и чёрствости немало (исключение - институт нейрохирургии и кардиологии). Прежде чем куда-то кого-то направить, выслушаешь массу упрёков. Мне, например, целый день пришлось потратить на то, чтобы взяли на стационарное лечение в онкодиспансер двадцатилетнюю девушку. Больная, нуждающаяся в экстренной помощи, несколько раз получала официальный отказ с формулировкой «лечение на месте». Сегодня мы способны с помощью новой цифровой аппаратуры - флюорографа и маммографа (на снимке) выявить на ранней стадии такие сложные заболевания, как туберкулёз, рак, и реанимировать человека. Организовываем коллективные профосмотры, по-джентльменски договариваемся с руководителями. Недавно ко мне на приём пришла в отчаянии мать девочки, у которой обнаружили онкозаболевание. Пытаюсь разъяснением вселять веру и надежду в человека. После беседы глаза этой женщины посветлели.
Почти всё население района я знаю по именам и фамилиям, знаю их недуги, где кто живёт, это позволяет мобилизовать силы и сосредоточиться на самом важном.
Селяне пока не видят для себя пользы в укрупнении городских больниц. Волнения связаны с проблемой перевоза тяжелобольных как в областной центр, так и в город Ишим, где в скором будущем будут проходить лечение больные с инфарктами и инсультами.
Опасения подтверждаются. В 2010 г. на базе ГЛПУ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) открылось новое отделение диализа для больных, нуждающихся в проведении заместительной почечной терапии. Недавно одному из наших пациентов в г. Тюмени назначили процедуру гемодиализа. Однако в Ишимском межрайонном центре сразу его не приняли, объяснив, что уже набрали группу из семнадцати человек, хотя отказать не имели права. Вот и начинаю сегодняшний день с переговоров по телефону.
Вчера хлопотала за учительницу, не получающую никаких льгот, и обращалась с ходатайством по путёвке отселенцу из зоны чернобыльской катастрофы (хотя заявки в департамент федерального значения поданы давно).
В течение прошлого года многие участники и отселенцы чернобыльской трагедии, в том числе и воины боевых действий в Афганистане, прошли санаторно-курортное лечение. В последние десять лет никто из них не ездил на отдых. Заодно выяснила, почему у того отселенца потребовали деньги за проезд в автобусе при наличии удостоверения.
Обида, как и слово, ранит человека. Постоянно вмешиваюсь в чью-то жизнь. Быть безучастной мне не позволяет ни нравственность, ни профессиональный долг.
Спрашиваю Татьяну Леонидовну о наставниках, о тех, кто дал главное напутственное слово в самостоятельную жизнь.
- Часто вспоминаю слова отца, который говорил, что профессия врача очень деликатная, всегда и везде будет востребована, давал наказ - не кичиться высшим образованием и своими успехами. Он воспитывал словом и никогда не повышал голоса. Мать придерживалась строгих принципов.
В 1971 году я поступила на лечебный факультет Тюменского медицинского института. В 1978 году прошла интернатуру по инфекционным болезням в г. Ишиме.
В этом городе вышла замуж. Мой муж Владимир Викторович по специальности механик. После распределения мы приехали в Сорокинский район. Стоял сумрачный, дождливый августовский день. Хотелось вернуться, но хватило терпения проработать на одном месте... 33 года. Жильём были обеспечены уже в первый год работы. Со временем появились хорошие друзья. К земле и коренным жителям прикипели душой. Село Сорокино давно считаю своей малой родиной. Умение жить в мире, сострадать и помогать людям – это заложено с детства родителями.
На селе, по мнению Т.Л. Осиповой, врач не столько обязан, сколько вынужден быть универсальным специалистом.
- В 70-е годы инфекционная заболеваемость гепатитами и кишечными инфекциями была высокой, приходилось часто выезжать в очаги заболеваний. В дождь машины буксовали в глубоких колеях грунтовых дорог. Ещё существовали такие деревеньки, как Боёвка и Алексеевка. Особенно запомнились первые случаи из практики. Тогда стационар Сорокинской районной больницы находился в старом деревянном здании. В два часа ночи из с. Покровка до-ставили шестимесячного ребёнка с молниеносной формой менингококковой инфекции. Отец и мать стояли на коленях, рыдая, причитали: «Наташенька, живи, живи, доченька, дыши…»
Посиневшего от обезвоживания организма девятимесячного Петю привезли в жутком состоянии. Он поступил в отделение с острой кишечной инфекцией. И девочку, и мальчика удалось спасти. За время моей работы у нас никогда не было дифтерии и был обнаружен всего один случай ботулизма.
Один раз в пять лет проходила курсы повышения квалификации. Бралась за всё, так как постоянно не хватало врачей, по сей день штат неукомплектован. Не представляю себя без любимого дела и в другой профессии. Считаю, что преданность, честность, доброта и верность должны быть во всём: и в работе, и в дружбе, и в семье. Руководствуюсь мудростью - не место красит человека, а человек место. Есть волшебное слово – «надо». На мой взгляд, человек сам делает себе судьбу.
На сорокинской земле нашли себя и мои коллеги - В.В. Некрасов, В.Е. Халманских, В.А. Дацкевич. Жизнь протекала бурно. В сфере здравоохранения произошли большие изменения и усовершенствования. Под руководством М.Ф. Заварзина построено четырёхэтажное светлое здание ЦРБ. В 80-х годах здесь создали единственную по югу Тюменской области иммунологическую лабораторию. Это заслуга главного врача Е.Л. Ивановского. Затем открылся кабинет централизованной обработки инструментария (ЦСО). Раньше в каждом отделении были палаты интенсивной терапии, сейчас тяжелобольные находятся в одной реанимации, обучен персонал по уходу.
В поликлинике выделено помещение для дневного стационара (на снимке). Получаем современные медицинские аппараты, компьютеры, оборудованные машины скорой помощи и др.
Т.Л. Осипова отмечает и негативные моменты. Во-первых, больница теперь рассчитана на 60 коек - вместо 200. Во-вторых, молодым специалистам сегодня не хватает рвения в работе. Каждый, по её убеждению, должен понять и почувствовать всю ответственность за жизнь больного, всё пропустить через своё сердце и душу. В третьих, население района стареет.
- Самый удачный период моей деятельности – 2000 - 2001 гг., когда довелось работать в должности главного врача. Испытала удовлетворение, потому что все мои стремления и все требования были исполнены. Всё получалось, так как знаю обстановку изнутри. В течение года мы смогли сделать капитальный ремонт в хирургическом, терапевтическом, родильном, детском и инфекционном отделениях. Перекрыли протекающую крышу. Приобрели необходимое медицинское оборудование, больница прошла лицензирование (с третьей категории мы поднялись на вторую). В завершение торжественно провели 90-летний юбилей больницы. Обнаружили много интересных архивных документов. Например, о том, что медработники в сороковые годы собирали на колхозных полях колоски, что шофёром первой машины была женщина по фамилии Морозова. Ужас пронизывает при чтении приказов, в которых говорится, что санитарку забрали по линии НКВД за недостачу мыла.
Предки Татьяны Леонидовны тоже перенесли в своей жизни много испытаний: раскулачивание, выселение в Сибирь. Родители в то время были детьми, но помнили, как это происходило. А потом была война.
- Мой отец Леонид Иванович Дементьев ушёл на фронт добровольцем в 16-летнем возрасте, получил тяжёлое ранение. Всю жизнь он проработал водителем. Мама Зинаида Ивановна - труженица тыла, по профессии - мастер хлебопекарного производства. Я родилась в 1954 году в п. Омутинском. Сохранила самые светлые воспоминания о детстве и юности. Получала в школе пятёрки, пела в хоре, танцевала, увлекалась вышиванием. Любовь к цветам я унаследовала от мамы.
Всё, что умею делать сама, стараюсь передать дочерям - Алёне и Екатерине. Мы с мужем растили их, по ходу постигая родительский опыт, который теперь пригодился в общении с внучками. Надеемся, что и с внуком Владимиром (назвали в честь дедушки) удастся поладить. Ему пока всего полтора месяца.
Алёна и Екатерина получили образование в педагогическом институте и медицинской академии. Как молодые специалисты (учитель и врач-лаборант), они приняли участие в государственной программе приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Для родителей главное - дети хотят быть рядом с ними!
У врачей от переживаний, волнений, больших перегрузок тоже бывают сбои в здоровье. Четыре года назад серьёзная болезнь чуть было не "выбила из седла" и Татьяну Леонидовну. Зная, как это важно - помогать лечащим врачам, она всеми силами старалась преодолеть недуг. И победила!
- Я по-настоящему счастлива, что вернулась к своему делу. С утра и до вечера ко мне обращаются жители райцентра и периферии с вопросами и личными проблемами. Со всеми нахожу общий язык.
Фото автора.