Медиакарта
10:45 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Развилки судьбы Владимира Завьялова

Развилки судьбы  Владимира Завьялова
11:41 | 05 октября 2011
Источник: Сельская новь

Аппетит как у Льва, работает как Лошадь

Потомственный самарский нефтяник в 25 лет, будучи инженером-конструктором Отрадненского газоперерабатывающего завода, уехал на Тюменский Север – на строительство крупнейшего в Союзе Сургутского ГПЗ. Вскоре стал заместителем директора завода. А в ноябре 1987-го Валерий Грайфер пригласил Владимира Завьялова, едва достигшего возраста Христа, в Главтюменнефтегаз начальником отдела социального развития. В начале 1990-х главк развалили, создав на его базе «более демократичную» ассоциацию «Тюменьнефтегаз», Завьялов – заместитель председателя правления. Формируется Союз нефтегазопромышленников России, Завьялов – в числе его создателей, вице-президент Союза. Одновременно – вице-президент Сибирской нефтяной корпорации «СИНКО», руководитель российско-американского СП, учредитель ряда компаний. В 1996-м возглавляет сотворенную собственными руками Тюменскую продовольственную компанию. На самом рубеже веков Завьялова сначала избирают в Тюменскую областную Думу, затем назначают исполнительным директором «Запсибгазпрома». Буквально пару лет назад опытного управленца приглашает на работу Владимир Богданов, глава «Сургутнефтегаза»… Этот энергичный, легкий на подъем человек, кажется, никогда не устает. Предпочитает исключительно активный, и желательно экстремальный, образ жизни. Высказывание «какой русский не любит быстрой езды» относит целиком на собственный счет. Освоил все виды наземного транспорта – от гоночного мотоцикла до горных лыж, без страха поднимает в воздух самолет и вертолет. Оно и не мудрено. По гороскопу он Лев, родился в год Лошади. Все сходится: аппетит как у Льва, работает как Лошадь.

Глобальная перетряска

  • Владимир Васильевич, «Запсибгазпром» вы возглавляли более шести лет. В 2000-м мало кто верил, что объявленный банкротом холдинг выживет. В компании шла настоящая война за раздел активов. Ваш приход в «Запсибгазпром» для тех воинствующих групп оказался весьма неожиданным.

  • Он был неожиданным и для меня. Хотя я был готов к столь масштабной работе. Школа «Главтюменьнефтегаза» не забывается. Кстати, развал главка, занимавшегося освоением Западной Сибири, до сих пор считаю величайшей ошибкой. К сожалению, среди тюменских нефтяников не нашлось тогда фигуры, равной Виктору Черномырдину, который сумел сохранить единый Газпром...

  • Без Тюменской областной Думы ваше назначение в Запсибгазпром не состоялось бы?

  • Первый раз слышу такую версию. Никогда не связывал приглашение в «Газпром» с депутатской деятельностью. Скорее дали о себе знать учеба в Тюменском индустриальном институте, работа в «Сибнефтегазпереработке», «Главтюменьнефтегазе», ассоциации «Тюменьнефтегаз»... Когда члены правления газового концерна предложили мне возглавить «Запсибгазпром» в качестве антикризисного управляющего, долго раздумывал. Прекрасно понимал: вытащить его из ямы непросто. К принятию решения меня буквально подтолкнули те самые варяги, что крутились возле «Запсибгазпрома». Они ни во что не ставили ни нас, ни сам регион. За считанные месяцы в компании сменились восемь руководителей! В итоге я дал согласие на то, чтобы возглавить предприятие.

  • С чего начали?

  • С глобальной перетряски. В период банкротства «Запсибгазпрома» многие пытались «хозяйствовать» с пользой не столько для дела, сколько для себя. Иногда имущество нагло растаскивалось. К моему приходу долги компании зашкаливали за 7 млрд. рублей, а сотрудники полгода не видели заработной платы. Практически все 144 предприятия, которые входили в состав «Запсибгазпрома», были объявлены банкротами или находились в предбанкротном состоянии. Одновременно приходилось решать три глобальные задачи: вернуть корпоративный контроль Газпрома над холдингом, завершить миром процедуру банкротства, подписав соглашение с кредиторами, и сохранить производственный потенциал холдинга.

  • Вам удалось решить все поставленные задачи?

  • Буквально за первые полгода нам удалось подписать мировое соглашение с кредиторами, предусматривающую отсрочку платежей до 5 лет. Мы провели более сотни арбитражных дел, вернув большую часть собственности. Продали часть непрофильных активов: гостиницы, кафе, рестораны, автозаправочные комплексы, кондитерскую и швейную фабрики. Рассчитались практически со всеми долгами. На момент моего ухода «Запсибгазпром» оставался должен 400 миллионов рублей по кредитам Дойчебанка и 200 миллионов рублей остальным кредиторам. Компания крепко стояла на ногах, годовой оборот компании достигал 9 миллиардов рублей. Начали осваивать Восточную Сибирь, были подготовлены контракты по строительству газопроводов на Братском месторождении.

  • Что же заставило вас покинуть «Запсибгазпром»?

  • «Газпром» принял решение передать пакет акций «Запсибгазпрома» в доверительное управление инвестиционно-финансовой компании «Метрополь». И я с чистой совестью написал заявление об уходе. В «Запсибгазпроме» вкалывал по семь дней в неделю, мотался по всей стране, ведь наши подразделения работали в трех десятках регионов России – от Кубани и Брянска до Ямала и Алтая. Плюс Казахстан, Узбекистан…

  • Чем занимаетесь сейчас?

  • Должность у меня скромная – советник генерального директора «Сургутнефтегаза». Но дело очень интересное. Владимир Богданов поручил мне курировать строительство научно-производственного комплекса «СургутНИПинефти» в Тюмени. Мы планируем снести старое трехэтажное здание института и возвести три новых корпуса на 20 тысяч квадратных метров. Этим я и занимаюсь все свое время. Мы отвели участки земли, получили все согласования и заключение госэкспертизы по проекту, провели тендер на строительство, закупили уже часть оборудования. Первый корпус уже выходит на седьмой этаж. Владимир Леонидович поставил очень жесткие сроки: к концу 2014 года сдать объект в эксплуатацию. Уверен, мы их непременно выполним. В Тюмени появится крупнейший комплекс, аналогов которому нет в России. В режиме реального времени он будет управлять не только разработкой всех месторождений, но и каждой скважиной «Сургутнефтегаза» на территории всей страны.

Богатырская развилка

  • В вашей жизни была богатырская развилка с тремя вариантами пути?

  • Такие развилки приходится преодолевать всю жизнь. После восьмилетки вопреки настоянию отца – нефтяника с большой буквы – пошел не в нефтяной техникум, а речной. Как и все волжские пацаны, грезил тогда рекой, тельняшкой и расклешенными брюками. Правда, проходил по Волге всего две навигации. На теплоходе «Примерный» в Горьком. Однако у мамы случился инфаркт, пришлось списаться на берег и возвращаться на малую родину. После армии очередная развилка. Испробовал сразу несколько дорожек. Устроился слесарем на Отрадненский газоперерабатывающий завод. Одновременно секретарствовал в комсомоле, создавал вокально-инструментальный ансамбль, учился в Куйбышевском политехе.

В октябре 1979-го вовсе решил уехать на Тюменский Север, хотя мог перебраться в Самару. Но в Сургуте сооружался газоперерабатывающий завод – 4 млрд. кубометров попутного нефтяного газа в год! Подобных в Союзе еще не было. Через восемь лет Валерий Грайфер пригласил меня в «Главтюменьнефтегаз». Разговор состоялся в пятницу. Жена и дочь в слезы. Тем не менее в понедельник я был в Тюмени: 600 тысяч работающих, командировки 3-4 дня в неделю по всему Северу. В начале 1990-х снова развилка: приглашали на работу в Москву – в Роснефть и Министерство топлива и энергетики России, в Санкт-Петербург, Сургут, Радужный, Нягань. Я остался в Тюмени. Испробовал, кажется, все. Занимался строительством, страховым бизнесом, автосервисом, туризмом, деревообработкой. Наладили поставку заготовок для европоддонов в Чехию. В январе 1995-го создал Тюменскую продовольственную компанию. Под гарантии «Сибнефтегазпереработки» и «Сургутнефтегаза» взяли в столичном банке первые 800 тысяч долларов на закупку шведской линии Тетрапак. Сам развозил на своей машине молоко и сметану по магазинам… Или последний поворот судьбы: «Сургутнефтегаз»?

  • О принятых решениях не жалели?

  • Ни минуты.

  • Владимир Васильевич, часто теряли в жизни голову?

  • Бывало. Впервые потерял голову, увидев «Иж-Планету-Спорт». Я тогда был студентом и занимался мотоспортом. Пришлось немало разгрузить вагонов, чтобы позволить себе приобрести крутой по тем временам мотоцикл. Второй раз потерял голову, когда встретил умную красивую девушку Татьяну, мою супругу, подарившую мне не менее умную и красивую дочь.

Депутат чистой воды

  • Тюменская областная Дума – еще один поворот судьбы?

  • Да, и причем весьма неожиданный. Ведь я никогда не ставил цели заниматься политикой.

  • Чья же это была инициатива?

  • Скорее, самой жизни. Когда Юрия Конева избрали в Государственную Думу России, объявили довыборы в областной парламент. За депутатский мандат боролись тогда семеро: заместитель генерального директора «Сибнефтепровода», руководители местных организаций КПРФ и ЛДПР, бизнесмены. Мне просто интересно было испытать себя и победить. Что я и сделал. А второй и третий сроки – само собой разумеется. Жалко было бросать селян с их бедами.

  • Чем же вас так «достали» тюменские крестьяне?

  • Баллотировался я сначала по семи, затем по десяти наиболее отдаленным от областного центра сельским районам - Абатскому, Армизонскому, Аромашевскому, Бердюжскому, Вагайскому, Викуловскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому и Упоровскому. Даже на райцентры без слез взглянуть было нельзя. Да и проблем у них имелось с избытком. Здесь отсутствовала как таковая питьевая вода. Брали ее прямиком из реки или из позеленевшего озера. Развалилась существовавшая во времена советской власти система закупа сельхозпродукции. Люди не знали, куда отвести корову на убой, куда сбыть картофель и молоко. Зачастую сбывали продукцию заезжим предпринимателям за бутылку водки. Меня на каждом сходе просили возродить потребительские кооперативы. А как их возродить? Самому приехать в село работать?.. Главное, на месте найти инициативных людей!

  • Нашли инициативных?

  • Нашли. В Сорокинском районе, например, сельскохозяйственный потребительский кооператив «Кредит» возглавила Тамара Старостенко, вместе с правительством области мы помогли ей советами и финансами. Сегодня это одно из лучших предприятий в районе. Там великолепный убойный цех, хорошие холодильники, овощехранилище. Пришли предприимчивые люди, и проблема решилась. После каждого схода, после каждого визита в свои районы непременно встречаюсь с директорами областных департаментов, заместителями губернатора, если необходимо, то и с самим Владимиром Якушевым. Это позволяет оперативно решать застарелые проблемы.

  • Вы верите, что тюменское село возродится?

  • Оно уже сегодня возрождается. При поддержке правительства области закуплены тысячи голов элитного скота молочного и мясного направлений, построены полтора десятка мегаферм, три десятка миниферм. Лично мне очень нравится областная программа самообеспечения, которая дает крестьянам возможность заниматься личным подворьем, закупив десяток-другой коров или свиней. Не скажу, что они стали богатыми. Нет, конечно, но деревенские семьи обрели неплохое подспорье, позволяющее жить и учить детей. В свое время я инициировал рассмотрение в областной Думе проблем рыбоводства. Добрая половина моих избирателей жила раньше за счет рыбы. Объединив усилия, мы и тут смогли переломить ситуацию. В Сладковском районе четыре года назад появилось крупнейшее рыбоводческое хозяйство, у них зарыблено 18 озер, построены пруды-спутники, закуплено немецкое оборудование. Нынче они переработают тысячу тонн рыбы! Продукция уходит влет! В Омск и Курган. К сожалению, не вижу ее на тюменских прилавках, покупаю только, когда бываю в Сладково. На днях заработало рыбоперерабатывающее предприятие, чуть поменьше, в Бердюжском районе. Кроме того, зарыбляются озера, появляются цеха вяления и копчения… Так шаг за шагом и возрождаются наши села!

А. Фатеев