Медиакарта
17:04 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Мне есть что рассказать об учениках»

Кому лучше доверить обучение детей: специалисту только в своей области или учителю, который смело берётся вести любую учебную дисциплину, стараясь самостоятельно освоить предмет? Спорный вопрос. Может быть, знакомство с учителем Ражевской школы Антониной Андреевной Сафиной поможет найти ответ.

Год назад она стала обладательницей звания лучший учитель, внедряющий в образовательный процесс инновационные технологии. Её удостоили Президентской премии в размере ста тысяч рублей.

По образованию А.А. Сафина учитель химии и биологии. Но за 28 лет работы в школе ей приходилось преподавать географию, обществознание, историю, физику, русский язык и литературу. Сейчас Антонина Андреевна занимает должность заместителя директора по учебной части, но учить детей не перестает. Поговорить с ней удалось в перерыве между уроками.

Меня привлекает неизведанное, люблю учиться, – говорит о себе А.А. Сафина. – Возьмем, к примеру, физику, одно время увлекалась решением задач. Самостоятельно и настойчиво, пока не добьюсь результата. Так же и по геометрии. Понимаете, когда предметом увлечён учитель, то и детям интересно. А качество знаний, которые я даю, дети подтверждают хорошими оценками на экзамене. Этой весной шесть одиннадцатиклассников собрались сдавать ЕГЭ по обществознанию, и я их готовлю.

Среди стольких предметов есть любимый? – интересуюсь я.

Любимый... Наверное, предметы стоит разделять по иному принципу. Химию преподавать проще – вот уравнения, вот опыт, тема урока чётко обозначена. А по обществознанию нужно знать много законов. Важно научить детей правильно выходить из сложной ситуации.

В последние годы об Антонине Андреевне Сафиной заговорили еще как об учителе-исследователе. Пять лет она собирает в школьном экологическом клубе «Сова» юных единомышленников.

Детей много, все они разные. У меня не со всеми получается найти общий язык, – честно призналась Антонина Андреевна. – Но тот, кто со мной работает, находится рядом до выпуска из школы. Даже будучи студентами бывшие ученики приезжают на каникулы и обязательно приходят на наши экологические слёты. За годы учёбы ребята изучают всю округу, берега, поля, заглядывают под каждую травинку. Никого не уговариваю делать исследования. Сами предлагают темы, которые их интересуют. Была у меня ученица Настя Черемных. Пришла и говорит, что хочет изучить граффити, но как это сделать не знает. И мы взялись за проект. Нас не заметили на районной конференции «Шаг в будущее», а когда выступили на областном конкурсе «Фисташка», организованном Нефтегазовым университетом, заняли третье место. Настя сейчас учится в этом вузе на дизайнера. Сын мой Андрей учится в Казанском университете на географа, тоже в прошлом мой помощник-эколог. Алена Касумова готовится стать ландшафтным дизайнером. А начинала она здесь в школе делать поделки, оформлять территорию. Бывшие ученики... Их много. Они умеют общаться и отстаивать свою точку зрения, потому что приходилось защищать свои научные работы в большой аудитории. Видят цель и знают, как к ней прийти. Поэтому и в выборе профессий у них нет сомнений. Удивляют и радуют успехами сегодняшние ученики школы. Таня Скородумова — надежный и очень талантливый человек, многое уже смогла сделать, а учится только в восьмом классе. Алия Конакова самостоятельно в естественных природных условиях проводила исследования в сосновом лесу и в номинации «ботаника» заняла первое место на областном экологическом слёте. Она и краевед, и увлекается обществознанием, в прошлом году из 69 работ по избирательному праву её проект занял второе место на конкурсе, который проводили Избирком Тюменской области и департамент образования и науки. Алия вместе с Полиной Загородных в прошлом году заняли первое место в областном конкурсе «Моя малая родина: культура, природа, этнос». Также они победили в областной научно-практической конференции «Проблемы экологии глазами студентов». Мне есть что рассказать о своих учениках.

У Антонины Андреевны на перемены в системе образования, да и в обществе, свой взгляд:

Когда я начинала работать, отношение к образованию у людей было другое. Дети оценивали свои возможности, исходя из знаний, а не из финансовых возможностей семьи. Был у меня один ученик, его с результатами по ЕГЭ могли бы взять в любой престижный вуз, но средств родителям хватило только на обучение в техникуме. В школах изменились подходы к поурочному планированию, много ограничений и отчётов. Нас перестраивают, говорят, что 80 процентов знаний ученик на уроке должен получать сам. Но что делать, если я люблю беседовать со своими учениками. Да, нужно использовать различные источники, давать детям больше самостоятельности. Но если им не показать, как это делать на своём примере, толку не будет.

Коллеги по работе отзываются об этом учителе, как об открытом, общительном человеке, уважают за компетентность, считают лучшим экологом-биологом в районе.

Наталья Гладковская

Фото Екатерины Кадочниковой

На снимке А.А. Сафина