Медиакарта
7:22 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Великая профессия

Великая профессия
11:09 | 24 октября 2011
Источник: Призыв

Досье «Призыва»

Братенкова Тамара Богдановна работает учителем русского языка в Юргинской СОШ с 1982 года. Грамотный специалист, творчески работающий учитель, обладающий прочными знаниями теоретических и практических основ преподавания русского языка.

На протяжении 25 лет Тамара Богдановна является директором школы.

Осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики. Научный подход и доступность в изложении изучаемого материала позволяют Тамаре Богдановне добиваться хороших результатов обучения. Так, контрольные срезы, проводимые администрацией по русскому языку в 11 классах, показали при стопроцентном уровне обученности качество знаний от 50 до 60 процентов.

Постоянно повышает своё профессиональное мастерство, посещает уроки коллег школы, проводит тьютерские семинары по подготовке к ЕГЭ. Её ученики являются участниками школьных олимпиад, занимают призовые места в районных, зональных олимпиадах.

Отличник народного просвещения. В 1999 году присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Здравствуйте, это я

Я выполняю разные социальные роли. Свою гражданскую позицию вижу не в том, чтобы присутствовать и быть членом. У меня всегда есть идеи. Два года назад присутствовала на отчётной конференции Центра немецкой культуры. Решила создать районный совет, связалась с главами сельских поселений. Провели собрание, создали совет. Принимаем самое активное участие во всех мероприятиях Центра.

В апреле пригласили в школу делегации пятнадцати районов для проведения фестиваля детского творчества «Весенняя капель». Мы взяли на себя организационные вопросы. Всё получилось.

Я учитель. Работаю в старших классах. Все годы мои выпускники успешно сдают ЕГЭ. Радует, что результаты идут по нарастающей. Все годы – тьютер учителей русского языка. Как методист веду сопровождение молодых учителей. Готовлю их к школьным, районным, областным конкурсам. Помогаю педагогам набирать свою высоту и выходить на орбиту. Четыре человека в коллективе – обладатели президентского гранта.

Вхожу в состав районной экспертной комиссии по утверждению программ, курсов. Вместе разрабатываем программы развития.

Как психолог знаю особенности настроения каждого из учителей. Из 42 – 38 я принимала в коллектив. Много души вложила в то, чтобы сложился сильный профессиональный коллектив!

К истокам памяти

Так получилось, что начинаю я свой рассказ не с работы заслуженного учителя России и «Лучшего директора года – 2006», что было бы привычнее и легче укладывалось в представление о Тамаре Богдановне Братенковой, а с её детских воспоминаний, рассказе о семейном доме. У такого отступления простое объяснение. Так понятны истоки профессиональных взлётов, линия жизни в сложном столкновении взглядов, тенденций, преобразований, на которые щедра современная школа.

Тамара Богдановна много сделала для того, чтобы Юргинская первая школа, которой она руководит, превратилась в настоящую творческую лабораторию учительской мысли. Является примером глубоко заинтересованного подхода к делу. Собранная, разносторонне образованная, одинаково требовательная к себе и подчинённым. Мне не приходилось слышать, чтобы она когда-нибудь позволила себе резкость, бестактность – предельная сдержанность, внимание к людям, чувство ответственности. Эти присущие ей качества воспитала семья и советская школа.

Тамара Богдановна из семьи Штейнле – немцев, высланных с Поволжья в 1941 году. Люди, вынесшие на своих плечах все тяготы депортации, пережили немало горя и трудностей. Жизнь брала их в суровые обороты. Отец, Богдан Богданович, двенадцать лет в трудармии, вне семьи. Толковый и обстоятельный, с живым глубоким умом, он не сумел получить нужного образования – помешала война, а потом было поздно идти в студенческую аудиторию – за труд-армией ушло время. Он потом работал завхозом в Северо-Плетнёвской школе. Директор средней школы в ту пору Анатолий Петрович Пашин ценил его как человека делового, серьёзного. В семье Штейнле было пятеро детей – все хорошо знали немецкий язык.

Слов «депортация», «переселение» Тамара не слышала в детстве. Уже в зрелом возрасте во время поездки в Камышин (Поволжье) в составе делегации немцев Тюменской области, услышала подробные рассказы о том, как на сборы семьям давалось 24 часа. Одевали на себя что могли, оставляли нажитое неустанным честным трудом – инвентарь, породистый скот, зерно – богатейшие были подворья, крепкие семьи. Толковые в техническом плане немцы уже в те годы сами сконструировали у себя в деревне Добринке водопровод, из подручных материалов, и он исправно обеспечивал всех водой.

Тамара Богдановна помнит старинные часы искусной работы, которые взяла с собой в Сибирь семья Штейнле. Им было двести лет, но механизм не давал сбоев. (Сегодняшние впечатления от Камышина удручающие: развал предприятий АПК, серость, бедность, запустение).

«Над караваном скорби стоял стон. Люди шли в неизвестность, и их не привыкшие бунтовать сердца тянулись к единственной оставшейся надежде – к Богу». По плану приёма и размещения предполагалось направить в Юргинский район 1500 немцев. Приняли в глухой деревеньке Пуртовой ссыльников настороженно и отчуждённо, но общая работа и лишения сплотили деревню. Заботы у всех были общие: помочь фронту и прокормить семью. Штейнле уважали за добросовестное отношение к работе, аккуратность и дисциплину.

В послевоенный период ссыльные немцы заслужили большой авторитет благодаря честности и порядочности, ответственному отношению к своему делу. Богдану Богдановичу Штейнле доверяли ответственные должности, как и многим другим его соотечественникам. Так, чудом вернувшийся в 1942 году из челябинского лагеря фронтовой офицер, талантливый хирург Карл Гиберт стал главным врачом больницы и все годы трудармии и после неё оставался её руководителем. Василий Васильевич Гомер – учителем Бушуевской школы.

Возвращение домой исключалось. В январе 1956 года с немцев взяли расписки о том, что они могут проживать в любом месте СССР, за исключением Саратовской области. Немцы оставались в ссылке вплоть до 1970 года, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений в выборе места жительства. Обратный переезд, безусловно, был сопряжён с определёнными трудностями и переживаниями. Штейнле остались в Северо-Плетнёво, где были на хорошем счету, имели достойную работу и хорошее социальное окружение. Эта среда сформировала характер Тамары: деятельная, ответственная, пионерская и комсомольская активистка. По поводу немецкой национальности в годы её детства никаких комплексов – в большой Советской стране все равны и едины. Чувство благодарности семья испытывала за хорошее знание немецкого языка в школе и институте. На семинарских занятиях и практикумах она как рыба в воде и «тысячи» (переводы газетного текста) сдавала без проблем. А общение с преподавателями немецкого языка было только в радость. Сегодня, когда Тамара Богдановна Братенкова является инициатором создания немецкой автономии в районе и её руководителем, старается собрать и сохранить хроники немецких семей, историю их выселения с Поволжья. Как можно больше рассказывать об истории и культуре Германии – восполнить утраченные пласты знаний. Когда большая часть родственников живёт в Германии, она сохраняет верность малой родине, с гордостью говоря: «Я живу в России».

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Моя миссия

У меня трое детей – двое из них окончили педагогические вузы. Все работают в нашем селе.

Как менеджер я организую чёткий ритм работы коллектива, где каждый отвечает за конечный результат, нет мелочей в работе. У нас есть чем поделиться с коллегами. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Чтобы стать исследователем, нужны дополнительные знания. Поступила в аспирантуру. Ежегодно участвую в областных семинарах, представляю выставку работ, статей, выступлений. Псков, Курган, Москва, Тобольск, Красноярск. Участвую в работе Всероссийского интернет-педсовета. Во всём этом я вижу свою миссию. Все годы школьный звонок звучит радостным аккордом и зовёт к новым идеям и открытиям.

Наша новая школа

Пятого октября – в Международный день учителя – Тамара Богдановна принимала из рук губернатора Тюменской области Владимира Владимировича Якушева высокую награду за многолетний добросовестный труд в сфере образования – Благодарность президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева. Было торжественно. К чувству большой радости добавилось понимание новой ответственности: каждая высота для неё – это всегда «планка», за которой может быть только новая высота, ни в коем случае не снижение рубежей.

Ей есть с чем сравнивать, и сопоставляя школу своего детства, первых лет своей учительской деятельности и сегодняшнюю, она видит невероятных масштабов перемены. Школа старого типа была статичной, учебные программы – повторяющимися, жизнь ученического коллектива – размеренной. Сегодня она обновляется едва ли не каждый год. Меняется разительно. И что касается содержания программ, и базисного наполнения, и внешнего вида. Современный внешний дизайн, красивые светлые кабинеты, оснащённые в соответствии с требованиями времени: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, электронные учебники. Руководителю образовательного учреждения надо постоянно держать руку на пульсе времени. Топтание на месте недопустимо.

Запомнилась встреча с губернатором Владимиром Владимировичем Якушевым в сентябре этого года. Он побывал в библиотеке, уделил особое внимание чтению школьников, в классах, в школьной столовой и на спортплощадке. Пожелание директора школы о хорошем современном стадионе принял с пониманием. И денежные средства в размере 8 миллионов 700 тысяч рублей были оперативно направлены на оборудование школьного стадиона. Сейчас полным ходом идут работы по его строительству. Это будет многофункциональный открытый комплекс: футбольное поле, полоса препятствий, беговые дорожки, сектор для прыжков, хоккейный корт с искусственным покрытием. Новая учебная мебель, оборудование, учебно-наглядные пособия на сумму 1 миллион 600 тысяч рублей пополнили материальную базу школы уже в первые месяцы нового учебного года.

У Тамары Богдановны широкий круг общения среди коллег в Тюменском регионе. Обогащается новыми идеями, делится своими. В практике – совместные мероприятия, встречи, конференции.

Хорошую базу для сегодняшней работы она черпает в научной школе. Это тоже один из неопровержимых постулатов: без науки нельзя. Тамара Богдановна окончила аспирантуру при Ишимском педагогическом институте. Готовит научные статьи, публикует в сборниках инноваций в сфере образования. Активно изучает международный опыт обучения и воспитания детей и юношества. Но приоритеты отдаёт русской школе: гуманной, воспитывающей, развивающейся.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Хорошее слово – сообщество

Хочу представить организации сельского школьного сообщества. Это одно из доминирующих условий развития социальной активности личности. Внешнее сообщество представлено школами округа. На уровне детей, родителей, учителей. Наработан определённый опыт работы базовой школы как ресурсного центра. Внутреннее сообщество представлено тремя составляющими, которые объединяет школа. Значимым компонентом модели является взаимодействие органов общественного управления школой. Важно, что существует оно не на бумаге. Управляющий совет разрабатывает программы, нормативные акты. Он отвечает за проведение общешкольных конференций. Ежегодно проводит конференцию отцов.

Родительский комитет является действенным рабочим органом. В нём семь комиссий. Интересный опыт работы родительских комитетов связан с конкурсом на лучший комитет. При подведении его итогов учитываются родительские инициативы, обмен опытом через СМИ, организация каникул, творческих отчётов в конце года.

Попечительский совет выступает спонсором школьных учительских конкурсов, детских праздников. В координационный совет входят представители социума. Мы обсуждаем план совместной работы. Одна из традиций – праздник национальных культур, а также Рождественские встречи, которые собирают на каникулах выпускников школ нашего и соседних районов. Для ребят они остаются ярким воспоминанием школьной жизни.

Совет хозяев школы – ученическое самоуправление. Состоит он из семи клубов. Руководят ими председатели – учителя-консультанты. Ежегодно проводится ролевая игра по выборам совета хозяев школы.

Совет ветеранов – важный общественный орган. Учителя-ветераны ведут активный образ жизни, чувствуют свою нужность и значимость. Проект «Нашим ветеранам» был разработан старшеклассниками и поощрён дипломом I степени на межрегиональной научно-практической конференции. Проект «Юбилейный марафон» собирает семейные команды в школьном музее на брейн-ринг, на разбивку цветников. Проект «Я гражданин села» знакомит с интересными людьми, историей Юргинского, организует на субботники по благоустройству.

Таким образом, из позиции потребителя образовательных услуг учащиеся и их родители вступают в совместный со школой процесс развития образовательной деятельности, становятся реальными заказчиками содержания образования.

Блиц-интервью

– Тамара Богдановна, сложно быть директором?

– Катастрофически не хватает времени. А в целом я довольна профессиональной судьбой.

– Когда педагогов называют обобщающим словом «бюджетники», не сказывается ли это на престиже профессии?

– Школа как просветительский институт шагает вперёд, как нравственный – теряет позиции. Но во все времена, я убеждена, учитель – великая профессия.

– В продолжение темы. Как Вы относитесь к тому, что обучение – процесс многогранный и глубокий – именуют образовательной услугой?

– Не нравится, как и многое из сегодняшних названий и формулировок. Тот случай, про который говорят: есть опасность выплеснуть ребёнка вместе с водой.

– Современный ученик, он какой?

– Эрудированный, нацеленный на успех.

– Что Вы думаете о новой концепции образовательной реформы? До недавнего времени был нацпроект – она логическим образом соотносится с национальным проектом «Образование»?

– Что было упущено реализацией национального проекта «Образование», навёрстывается. Особенно это касается эстетического образования и воспитания, трудового, патриотического. Это предусматривается программами новых образовательных стандартов.

– Какие самые яркие впечатления оставили поездки в Германию и Саратовскую область – на историческую родину, как говорят?

– На генетическом уровне эта связь очень крепкая. Я увидела те места, где жили родители, церковь, где венчались. По их воспоминаниям, Поволжье было цветущим краем. В домах жителей мы видели традиционные художественные работы в рамках. Какой-то приветственный или поучительный текст, выполненный вышивкой или красиво написанный. Я помню такую же в нашем доме. В переводе с немецкого она означала: «Любовь никогда не кончается».

Автор: Т. Усольцева