-Если говорить о местном самоуправлении, то надо рассказывать о целом комплексе наших задач - нам с тобой и за день не управиться…
Анатолий Георгиевич Пестриков, глава Истошинской сельской администрации, смотрит на меня веселыми глазами, и я понимаю, что он шутит.
-А мы куда-то торопимся? - тоже шучу я.
-Да нет, конечно, - смеется он. - Только тема уж больно обширная…
Вот это точно. Если еще учесть беспокойный характер самого главы. Он ведь не может не обратить внимания на любую мелочь, мимо которой другой прошел бы, глазом не моргнув. Вот хотя бы тот факт, что в Истошино не найдется ни одной поленницы дров, сложенных на улице у забора. Жители прекрасно знают, что дрова, привезенные из леса и сваленные у палисадников, надо убрать побыстрее, в течение недели, иначе Пестриков изведет упреками, напоминаниями, штрафовать еще возьмется - с него сбудется. Так лучше уж от греха подальше… Или вот доски, что у забора сложены, проезду не мешают, - так ведь нет, не даст покоя, пока хозяин все не перенесет во двор.
Только не надо думать, что глава и вся его команда только тем и занимаются, что народ изводят. Во всем Истошино наведен действительно практически идеальный порядок: все дома аккуратно обнесены штакетником, во многом это сделано за счет благоустройства, - ветеранам и инвалидам самим не под силу выполнять такую работу. Брошенные дома и огороды обнесены изгородью, туда уже не забредают телята и коровы, идущие с пастбища. И так во всем.
-Хорошо в этом году поработали у меня на благоустройстве прикомандированные от фирмы «Ермак», - говорит Анатолий Георгиевич. - Знаешь такую?
-Знаю.
-Ну, вот они и на улицах порядок наводили, и с кладбищем помогли. Видела, как там стало?
-Да, конечно, даже урны стоят и вагончик имеется…
-Вот только забор опять ломать начали. Ведь только сделали, все отремонтировали…
-Так это на металлолом его сдают, не из Бердюжья же приезжают, свои творят, - догадываюсь я.
Пестриков огорченно вздыхает и недовольно косится на меня.
-Конечно, свои, кто еще-то, - поддакивает он. - Все равно поймаю…
И по его реакции понимаю: если поймает - мало не покажется.
Такая ежедневная, нескончаемая работа. Она стала бы неподъемной, если бы рядом не было помощников, на которых не просто можно положиться, а которые болеют душой за свою территорию, за людей, которые на ней живут.
-Да, мы всегда рядом, - подтверждает участковый специалист по социальной работе Ольга Николаевна Сергеева. - Работаем от разных ведомств, это правда, но дело-то одно делаем, для людей стараемся. И совет ветеранов всегда на подмогу приходит, и депутаты. Для людей живем…
Власть, какой бы она ни была, для того, собственно, и существует. В Истошино это хорошо понимают. Поэтому стараются помочь каждому, попавшему в тяжелую ситуацию.
-Когда речь идет о стариках, никому не нужных, это понятно, что мы делаем все возможное, чтобы им помочь, - говорит Ольга Николаевна. - Но мы работаем и с теми, кто просто не вписался в эту жизнь и постепенно опустился. Если в таких семьях есть дети, они находятся под нашим наблюдением. В этом отношении у нас крепкая связь со школой. А Анатолий Георгиевич старается родителям помочь, как-то их вразумить…
-Вразумишь их, как же, - ворчит Пестриков. - Вот в этом году восьмерых через центр занятости устраивал на временную работу, благоустройством, думал, займусь. Так ведь только двое хорошо трудились - Юрий Кустиков и Николай Смагулов. Над остальными пока стоишь - работают, отойдешь - сидят. А у меня с ними договор был.
-Какой договор?
-А что работать не на бутылку будут.
-Вот и убил сам в них все желание трудиться, - шучу я.
-Да ну тебя, - тоже смеется Пестриков. - Цель-то хорошая была.
И действительно, хорошая. Заключил глава со своими безработными соглашение: в первый месяц работы лечатся от алкоголизма, во второй - рассчитываются с ЖКХ, а в третий - в школу детей собирают. Только, видно, не очень-то сработал этот договор, так и простоял глава над горе-работниками с кнутом, выражаясь фигурально.
-Как можно жить, не рассчитывая на помощь рядом живущих, - рассуждает Анатолий Георгиевич. - Вот не так давно был День пожилых людей. Каждый из руководителей сделал хорошие подарки своим пенсионерам. И вообще, мы все вопросы стараемся вместе решать. С социальной защитой и советом ветеранов обследуем жилье и быт пенсионеров, с депутатами - вопросы, связанные с исполнением бюджета, внесением изменений в Устав и работы с избирателями, с председателем колхоза имени Калинина Сергеем Ивановичем Демидовым - все подряд. У него тоже душа болит за село.
Мы уже почти прощались, когда меня осенило:
-Слушай, а ты мне не показал свою «Доску Почета» с «Доской позора» вместе…
-Так вон она, смотри.
В центре села действительно находится доска объявлений, разделенная на две части: вверху красуются прибранные, почти игрушечные усадьбы с аккуратными домиками; внизу - пустое пространство.
-Что, позорить некого? - спрашиваю у главы.
-Так срывают, - оправдывается он. - Но все равно действует.
Кажется, что если человек сел в кресло руководителя, он одним пальцем горы свернет, ведь у него - власть. Только это кажущаяся легкость. Одному - не получится. Только все вместе, сообща, смогут решать проблемы своей земли, своих людей. А их немало. Вот вроде бы радоваться надо, что в этом году частники сдали на 40 тонн молока больше, чем за этот же период прошлого года. А Пестриков хмурится: в Луговой сдают скот, надо что-то делать, хотя с ними особой беды нет, там все живут своим хозяйством. Уже не первый год истошинский глава и районная администрация бьются, чтобы провели там воду. Но зато готова документация на подключение газа, скоро он придет в деревню.
Хлопотное это дело - руководить территорией.
Татьяна АЗАРОВА.
На снимках: А.Г.Пестриков; О.Н.Сергеева.
Фото автора.