Медиакарта
22:19 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Правда тех лет жива, пока живы ветераны

08:30 | 22 апреля 2010
Источник: Заря

Когда беседуешь с женщинами преклонного возраста, с теми, которые трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны на грани человеческих возможностей, на грани физического выживания, понимаешь, что и живы-то они до сих пор благодаря великой самоотверженности, неистребимой силе духа.

В центре села Станичное в небольшом домике с окнами в наличниках живёт Наталья Никитична Андронова, 1920 года рождения.

Началась война, и отец ушёл на фронт, партизанил в Латвии, там и погиб в боях с «лесными братьями».

Наталья была старшей из шестерых детей, она и тянула свою семью всю войну. В 1941 году была направлена на лесоразработки под Тюмень, затем на фанерный комбинат. Припомнила она такой случай. В ту пору одежды не было, мать, отправляя дочь, сшила ей из последней простыни юбку, а там у неё прямо из-под подушки эту юбку выкрали, девушка осталась без ничего. Не пошла на работу, ревела на кровати. Зашёл бригадир, узнав, в чём дело, принёс ей наматрасник, вот и вышли из положения.

На лесоразработках выдавали на день по 400 г хлеба. А этого мало, конечно, молодые работали на износ, есть хотели.

Затем Наталья Никитична работала дояркой в колхозе своего села. Вручную доила 14 коров, была передовой на отделении…

Сено заготовляли сами, вручную и силос закладывали. Они же и зерновые жали серпами, в день вязали по 350 снопов.

Вдвоём с ещё одной колхозницей возили зерно в мешках в Тюмень на четырёх телегах, а на пятой – корм для лошадей. Я думаю, это было не только очень ответственное поручение, но и опасное. Время-то голодное.

А ещё строго предписывалось сдать государству и молоко, и мясо, и яйца, и шкуры. Где хочешь возьми и сдай, а то – штраф. Всё для фронта.

Дояркой работала в колхозе Евгения Ефимовна Мальнова, 1920 года рождения. Когда я зашла во двор к Евгении Ефимовне, она кормила курочек. Ну не может сельская женщина без хлопот, такая закваска.

Евгения Ефимовна дополнила рассказ о работе на ферме в военное время. Всего на отделении было пять доярок. Бригадир – старый дед, он отбивал им литовки, вывозил навоз, следил строго, чтобы ни один колосок, ни одна капля молока не ушли на сторону. “Возьмёшь варёную картошку на день на работу, а запить молоком не удавалось. Военное время, суровые законы!” – вспоминает Евгения Ефимовна.

А между тем ни хлеба всю войну, ни соли, ни спичек работницы не видели. Голодно было, хоть на семью и садили по 40 соток картошки, держали корову, две свиньи и овечек. Собирали бруснику на Тукманном болоте, было её просто изобилие. Набирали грибов, солили, сушили. Всё это мать на своём горбу тащила в Тюмень. Пешком с поклажей три дня туда, три дня обратно. В городе она выменивала продукты на одежонку. Евгении досталась ношеная гимнастёрка, она отрезала ворот, рукава и смастерила юбку, её и носила всю войну. Отец был ранен под Ржевом, после госпиталя ехал обратно на фронт, эшелон попал под бомбёжку, и солдат пропал без вести.

Хочу написать и про свою соседку Анну Миновну Бородину, 1921 года рождения. После школы её направили на курсы трактористок в МТС села Солобоево. Закончила учёбу на «отлично». Затем поехала в Тюмень учиться на бригадира. В этой должности она и работала вместе с бригадой из пяти трактористок. Круглосуточно пахали, сеяли на колёсных тракторах ХТЗ. Серьёзный капремонт производился в Солобоевской МТС. А рядовые поломки или во время страды сами устраняли. И ранней весной, и поздней осенью – в поле. В мастерских зимой и в 40° мороза надо было работать. Анна Миновна припомнила эпизод, когда перед весенними полевыми работами она выпускала из ремонта последний трактор, и вдруг он при обкатке загорелся. Охватило огнём и трактористку. Анна Миновна бросилась в снег, старалась затушить пламя. Она тогда сильно обгорела.

И такое было. Всякое случалось.

А как ждали вестей с фронта! Разве забудется...

Все эти женщины живут одиноко в своих домах. Но власть обеспечивает хорошее социальное обслуживание, достойную пенсию, и труженицы тыла сейчас в тепле, в чистоте. Они, конечно, плачут, вспоминая военную молодость, но это была заря их жизни. И для них трава всё-таки была тогда зеленее…

А.МАЗКОВА,с.Станичное

Теги: Победа