Медиакарта
20:13 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Не жалею ни о чём…»

Нынешний Год учителя просто обязывает вспомнить ветеранов этой непростой, но важной и нужной профессии. Учитель всегда был человеком уважаемым, особенно на селе, к его мнению прислушивались. К сожалению, в настоящее время авторитет людей, ведущих к «свету», ослаб, да и молодёжь не так охотно посвящает себя школе и ученикам. Наверное, надо родиться настоящим фанатом своего дела, чтобы без каких-либо условий связать судьбу на многие годы с детьми…

Хотелось бы вспомнить об учителях, которые начинали трудовую деятельность в трудные военные годы.

Фёкла Денисовна Каканова родилась и выросла в многодетной семье, в которой было пять девчонок и трое мальчишек. Родители - простые крестьяне, жили в Снегирёво. По словам самой героини, детство было не из лёгких – полураздетое и полуголодное, совпало оно со становлением Советской власти, началом коллективизации… В 1930 году Фёкла пошла в первый класс, а весной 1940-го окончила десятилетку. Встал вопрос: учиться дальше или пойти работать?.. И вот трое снегирёвских девчат решили ехать в Омск (область тогда была Омская) на десятимесячные педагогические курсы. Вернувшись в Армизон, их распределяют по разным школам района.

-Меня направили в Большой Кайнак, - вспоминает Фёкла Денисовна, - там я поработала совсем немного. Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, учителей-мужчин забрали на фронт. Остались одни женщины. В это время меня переводят в самую отдалённую деревеньку района - Кизак, где две улицы, десять домов. Ученики достались лет на пять моложе самой учительницы, и потому дисциплины, честно скажу, никакой не было. Позвонила в РОНО и попросила перевести в другую школу. Так я оказалась в Беляковке, где трудилась до конца войны. После - учила ребятишек в Раздольской школе, а потом судьба преподнесла новый подарок – перевод в Кизак. Все военные годы там преподавала учительница, эвакуированная из Калуги, когда же ей разрешили вернуться домой, то её место заняла я. Больше десяти лет я работала там. Я ведь была комсомолкой - вступила, когда училась ещё в школе. В то время комсомольцы всегда должны были быть впереди. Тогда колхоз был мясомолочного направления, скота насчитывалось много, поэтому приходилось принимать участие в сенокосе, открывать силосную яму. К тому же, я была выбрана секретарём комсомольской ячейки, проводила политинформации для сельчан, в которых они особенно нуждались во время войны. Помню, однажды нас с подругой отправили возить на быках сено откуда-то из-за Капралихи. Казалось, всё шло хорошо, но когда возвращались груженые, быки стали показывать свой характер. Только заехали в Капралиху, как одно из животных не захотело двигаться дальше и просто легло. Что мы ни делали - всё было безрезультатно. В итоге, намаявшись, распрягли их и привели на ферму, а воз с сеном остался на месте. Достаточно много довелось ходить пешком, ездить верхом на лошади. Вызывают, например, в Капралихинскую школу, Армизонскую или в РОНО на совещание, а подводы никакой нет – встаёшь в 4 часа утра и топаешь 50 километров на «своих двоих». Хорошо, если «подфартит» и выделят лошадь, которую и запрягать некуда – ни ходка, ни телеги.

Когда работала в Кизаке поехала на лошади в Раздолье, а это – километров 30 будет. Смотрю, под кустами два волка сидят. Не зря, говорят, что у страха глаза велики - тогда они мне показались огромными и страшными. Первое, что пришло на ум – надо громко кричать. Я привстала на ноги, лошадку подгоняю, а сама «ухаю» на всю округу. Правда, и она молодцом оказалась, не подвела, доставила до места в целости и сохранности. Приехала к сестре чуть живая, лицо белее снега, как будто вся кровь куда-то отхлынула. Кое-как в чувство привели… Если всё вспоминать, то хватит на целую книгу.

В Прохоровскую школу Фёклу Денисовну направили в 1957 году, где она проработала до самой пенсии. Всего же её педагогическая деятельность насчитывает 34 года. Для многих детей уроки этой удивительной женщины стали основой в дальнейшей судьбе. Она всегда придерживалась выбранного ею в работе направления – прививать детям любовь к книге, уметь слушать, читать и понимать. Ежедневно после уроков Фёкла Денисовна выразительно читала интересные рассказы, сказки, стихи и т.д. Её усердия не пропали даром – книга стала их лучшим другом на всю жизнь. Её считали строгим наставником, но справедливым и внимательным.

-Фекла Денисовна, за всё это время никогда не думали поменять профессию учителя?

-Даже мысли не возникало такой, была бы возможность начать всё сначала, я сделала бы это снова. Не жалею в своей жизни ни о чём. Каждый ученик был для меня личностью, и ко всем я находила подход.

-Как вы считаете, на воспитание ребёнка оказывает влияние семья?

-А как же - в первую очередь! Фундамент всех взаимоотношений формируется в семье, в кругу родных и близких людей.

-Свою дочь как воспитывали?

-Физического наказания не применяли, но особого «послабления» не было. Да и сами всегда старались подавать хороший пример.

-Нынешнее подрастающее поколение отличается от детей вашего времени?

-Очень даже, ведь сейчас они более развитые и «продвинутые», компьютеризованные, но при этом меньше читают. Поменялись и критерии человеческих отношений, зачастую, к сожалению, не в лучшую сторону, поэтому именно на человеческие качества необходимо обращать больше внимания.

Любовь к профессии Фёкла Денисовна передала своей единственной дочери Валентине, которая после окончания Ишимского педагогического института уже много лет преподаёт русский язык и литературу в одной из школ Ишима. Трое внуков тоже окончили пединститут, но по специальности не работают. Но, наверняка, знания, полученные там, пригодятся везде…

Учителю «с большой буквы» этим летом исполняется 89 лет, но её память до мельчайших подробностей хранит весь пройденный путь. До сих пор ученики не забывают свою первую учительницу - звонят, пишут письма.

Л. ЛАПУХИНА