С. ИЛЬЧЕНКО:
-Папа мне всегда говорил: "Ищи в людях добрые начала, потому что они способны подвигнуть человека на результативную работу. Плохое в человеке увидеть может каждый, чтобы увидеть доброе, нужны душа и зрячее сердце".
В современном мире слабая половина человечества – это весьма активные представительницы разных профессий, добивающиеся на своём поприще значительных успехов.
К ним можно отнести и Светлану Тимофеевну Ильченко. Такие черты её характера, как активность, целе-устремлённость, энергичность, принципиальность, требовательность к себе и окружающим, любовь к родному краю, коммуникабельность, умение находить общий язык с любым человеком, умение увлечь и повести за собой, были заложены с детства.
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА...
Учительская семья Кирюшиных Тимофея Александровича и Авроры Сергеевны была примером союза мужчины и женщины, основанного на трудолюбии, доброте, любви друг к другу и детям, уважительном отношении к людям. Они трудились не ради славы и больших наград. Семья была сплочена искренними чувствами и общими интересами. Оба работали в школе, Тимофей Александрович – директором, учителем истории, Аврора Сергеевна – учителем математики. Четверо детей, из которых Светлана была самой старшей, росли в окружении родительской заботы и любви.
-Для меня родители были примером во всём, - рассказывает Светлана Тимофеевна, - я научилась у них ответственности. Они прививали нам любовь к труду и понимание того, что только труд поможет крепко стоять на ногах, уверенно чувствовать себя в жизни. У нас дома никогда не было давления на детей. Родители не держали нас в узде, не контролировали каждый наш шаг. Конечно, папа с мамой всегда были готовы дать совет, объяснить, почему в той или иной ситуации лучше поступать так, а не иначе. Но они с самого начала давали понять, что, пусть мы ещё дети, но мы люди, имеющие свободу выбора. Всё то доброе, что в нас они вкладывали, я постаралась пронести через всю жизнь и всегда стремилась к тому, чтобы соответствовать требованию родителей.
Папа ушёл на фронт со студенческой скамьи, окончил институт, возвратился в Ворсиху. Под его руководством строилось новое здание школы, созданная им школьная производственная бригада стала лучшей в районе и области. В числе его учеников – врачи, переводчик, офицеры, педагоги, замечательные династии механизаторов, животноводов. Папа был строгим, умным и мудрым, добрым, отзывчивым человеком, все жизненные вопросы мог разрешить бесконфликтно, он никогда не отказывал тем, кто нуждается в помощи.
Мама вела уроки математики, её методические разработки используют и сегодня. Однажды она организовала школьный кукольный театр. Он стал участником многих фестивалей, конкурсов и возвращался в Ворсиху с дипломами лауреатов. Мы, четверо их детей, участвовали в этих спектаклях.
Наклонность к общественной работе проявилась с первого класса. Света Кирюшина была звеньевой октябрятской «звёздочки», председателем совета пионерской дружины. Во всех школьных делах она всегда была в первых рядах.
-Для меня почему-то все этапы советского взросления – «октябрятство», пионерия, комсомол были очень важными. Помню, как в первом классе, листая букварь, думала: «Вот дойдём до портрета Владимира Ильича Ленина, тогда меня примут в октябрята!» Помню, как меня принимали в пионеры, и я очень гордилась красным галстуком. Долго с завистью смотрела на тех учеников, кто был старше меня и принят в ряды ВЛКСМ, и ждала, когда меня назовут комсомолкой.
ЛЮБОВЬ, КОМСОМОЛ И ВЕСНА
Юность Светланы Тимофеевны неразрывно связана с комсомолом.
Энергичная, обладающая даром убеждения, она не случайно была избрана секретарём школьной комсомольской организации. Ей доверяли, к ней прислушивались, она могла повести за собой.
-Что для меня значит комсомол? – вспоминая, рассказывает С. Ильченко. - Это молодость, кипучая деятельность, насыщенность жизни значимыми событиями, которые переплелись с историей родного края, страны и в целом моей семьи. Всё лучшее в моей жизни связано с комсомольской юностью. Не паспорт, а именно комсомольский значок на груди означал начало нового периода в жизни. Комсомол для всех был организацией, которая позволяла самореализовываться, воплощать свои идеи, проводить интересные акции. Он готовил к жизни, к получению профессии, работе на благо страны, ответственности перед товарищами. Да и учиться плохо было стыдно комсомольцу.
В 1969 году в Ворсихе построили новое здание школы (кирпичное). До этого она размещалась в нескольких деревянных купеческих домах. Школьники разбили сад, посадили тополя, провели работы по благоустройству.
После окончания школы Светлана поступила в Ишимский педагогический институт. То, что будет учителем, она решила сразу, определиться с выбором факультета помогла мама - Аврора Сергеевна.
-По всем предметам я имела хорошие, ровные оценки. Любила литературу и своего учителя по предмету - Семёнову Галину Яковлевну. Благодаря ей я научилась читать стихи, выступать со сцены. Когда встал вопрос, учителем какого предмета я хочу стать, мамино мнение было более убедительным. Она мне сказала: «Физик может быть лириком, а лирик физиком – никогда». Я послушала маму и поступила на физико-математический факультет (и ни разу об этом не пожалела).
Закончив три курса, вышла замуж за своего одноклассника Ильченко Валерия. По этой причине перевелась на заочное обучение и стала работать учителем в своей родной школе, была секретарём учительской комсомольской организации.
В 1978 году молодому учителю предложили должность секретаря райкома комсомола, и Светлана согласилась.
-Папа был против моего решения. «Я хочу, чтобы ты продолжила учительскую династию Кирюшиных, ведь из тебя получится хороший учитель», - сказал он. Но я настояла на своём. Став секретарём райкома комсомола, окунулась в массу событий. Моя работа была связана со школой - пионерские слёты, смотры-конкурсы, фестивали, летние лагеря, молодёжные вечера, комсомольские рейды и т.д. Работала в тесном контакте с М.К. Поздеевой, директором Дома пионеров, А.Абраменко, В. Хреновым, Л.Бакшеевым и А. Цветковой. Скучать было некогда. Мы выставляли комсомольские посты во время уборки урожая на перекрёстках дорог, следя за тем, чтобы зерно не просыпалось. В составе делегации от Тюменской области я побывала на открытии Олимпиады-80 в Москве.
Многие из тех, кто прошёл школу пионерского и комсомольского актива, выросли в хороших руководителей и состоялись в жизни. Нас научили мыслить, анализировать, находить формы и методы решения проблемных вопросов. Опыт работы в комсомоле позволил приобрести определённый профессиональный уровень, настоящих друзей, которые всегда были и остаются рядом со мной. Комсомол имел достаточно сильные позиции в системе государственной власти и действительно был организующей силой, защищающей интересы молодого поколения того времени. Это был единый орган, занимающийся проблемами молодёжи.
-Светлана Тимофеевна, в чём, на ваш взгляд, феномен комсомола?
-В том, что он научил выстраивать взаимоотношения с людьми, добиваться того, чтобы тебя понимали. В этой организации учили не только подчиняться, но и руководить. Комсомол был кузницей кадров для самых разных отраслей и направлений деятельности. Кадры отслеживали со школьной скамьи. Это сейчас не хватает молодых, грамотных, энергичных руководителей. А во времена ВЛКСМ эта проблема решалась благодаря логично выстроенной кадровой политике. Многие секретари комсомольских организаций в нашем районе нашли себя в жизни и являются достойными людьми: Т. Уренкова, Т. Виноградова, Л.Штаченко, Н.Голубева, С.Суздальцев, В. Шуляк, Н. Полетаева, В. Бойчук, Т. Чамина, Т. Хренова, Т. Осипова и многие другие. Сегодняшние руководители, образно говоря, родом оттуда, они из племени деятельных, привыкших отвечать за свои дела и поступки людей.
ПО ЗОВУ СЕРДЦА
В 1982 году молодого секретаря комсомола пригласили на работу в районный комитет партии - заведующей сектором партийного учёта. Поле деятельности ещё более расширилось. Партийная команда с инструкторским составом работала с людьми на полях и фермах, на предприятиях и в организациях, проводила политзанятия, организовывала пленумы, конференции.
-В райкоме партии проработала семь лет, и здесь меня окружали прекрасные люди, у которых я многому научилась: В. Шевкунов, С.Фёдоров, В. Редикульцева, Л. Дробот, Н. Дробот, В.Чернышёв, Н. Михелева, Н. Поступинский, Л.Поступинская, Н.Колмаков, В. Изингер, В.Хренов и др. Конечно, было много ошибок в тот период времени, но мы трудились с полной отдачей. Главный внутренний, нравственный стержень в нас остался на всю жизнь – умение дружить, поддержать в трудную минуту.
Август 1991 года стал одним из тех событий, которые ознаменовали конец власти КПСС и распад СССР. Вектор на демократизацию и рыночные отношения привёл к власти новые политические силы.
-Очень тяжело было осознавать случившееся. Директор школы № 2 В.П. Губин предложил пойти работать в школу учителем. Конечно, я сомневалась, ведь перерыв в педагогической деятельности был большой. Пришлось много работать над собой, чтобы стать интересной для детей. У меня был свой класс, мы учились, работали и отдыхали вместе. В молодой учительский коллектив я влилась сразу, меня приняли прекрасно, два года прошли быстро. Затем по приглашению заведующего роно С.Н. Богунова пришла на работу в отдел образования на должность инспектора по воспитательной работе.
А в 1999 году В.А. Шевкунов, глава Сорокинского района, назначил меня заведующей отделом по делам культуры, молодёжи и спорта. С того момента для меня отдел культуры стал вторым домом.
Светлана Ильченко с присущим ей упорством и настойчивостью взялась за освоение незнакомого дела. За короткое время ей удалось решить проблему текучести кадров, наладить отношения с сотрудниками, в совершенстве овладеть формами и методами культпросветработы. Ежегодный сравнительный анализ материальной базы, бюджетного финансирования и кадрового состава сельских учреждений культуры повлёк за собой необходимые в организации работы изменения. Процесс реформирования культурной сферы в нашем районе начался в 2002 году. Передача консолидированного бюджета в ведение отдела по делам культуры, молодёжи и спорта позволила целенаправленно распределять расходы, контролировать использование средств. Реорганизация учреждений заставила искать новые формы, методы работы клубных учреждений. Родилась идея создать Центр передвижных культурных комплексов, который был открыт на базе Малосорокинского ДК и, по мнению Светланы Тимофеевны, стал одним из ведущих направлений деятельности. Автоклубники стали «народными артистами» для жителей отдалённых сёл и деревень. Сорокинская модель передвижных культурных комплексов с их Центром, с их направлениями, программами была названа самой конструктивной.
-С 2000 по 2008 год мы сумели сделать многое (в том числе пополнить основательно материально-техническую базу клубов, ДК). Помогали нам в этом Н.П. Жариков, глава района, В.В. Завьялов, депутат. К организации праздников, торжеств привлекали талантливых людей, это способствовало повышению уровня культуры. На базе Сорокинского района проводились мероприятия областного значения, в которых мы старались достойно показать себя. Учились жить в новых условиях, но свою главную миссию – работать там, где ты нужнее всего, считали священной. Сегодня в культуре района не осталось случайных людей. Такие нашли себя в других отраслях, а у нас остаются и трудятся, не считаясь со временем, влюблённые в свою профессию люди. Для меня работа была одним из главных стимулов в моей жизни и любимых занятий.
-Светлана Тимофеевна, назовите основные принципы, на которых строится ваша жизнь, работа, семья.
-Справедливость, понимание, доступность для людей, пунктуальность, порядочность и самое главное - верность своему слову. В любой ситуации необходимо оставаться человеком, стараться помочь тому, кто оказался в беде, главное - не унывать, быть оптимистом. Как бы ни ускорялось время, как бы ни уходило в сетевое интернет-общение или в разговоры по мобильной связи, для меня важнее всего непосредственное, живое общение с человеком.
-Долгое время вы проработали с молодёжью, можете сравнить современную молодёжь и молодое поколение ваших времён?
-У нас на первом месте стояла идеология. Мы знали, к чему мы идём, к чему стремимся. В этом плане современная молодёжь обделена и находится в сомнениях, им намного сложнее сориентироваться в жизни, и здесь важную роль должны сыграть близкие люди. Но тем не менее сейчас ребята очень развитые, интерес к общественной работе, к делу у них огромный и потенциал хороший. Меня всегда это удивляет и радует. В районном Доме культуры с молодёжью работает Т.А. Кривых. Они в течение нескольких лет подряд выигрывали конкурсы молодёжных инициатив, получая грантовую поддержку. Юноши и девушки легки на подъём, они активны. Главное - суметь зажечь их идеей. А здесь нужны настоящие профессионалы, лидеры молодёжи, и они у нас есть.
-Какие гражданские и патриотические установки актуальны для современного молодого человека?
-Патриотическое воспитание – это самое главное. Любовь к Родине, к исконно народным традициям, воспитание лучших человеческих качеств. Этим и сильна Россия. А сохраняется это в большей степени в глубинке, в таких небольших районах, как наш. Я считаю, что воспитанием в первую очередь должны заниматься родители. Затем детский сад, школа и т.д. Для воспитания достойной смены в молодёжь необходимо вначале вложить всё лучшее, что может быть в человеке, а потом уже требовать.
-А забота государства?
-Конечно, без государственной поддержки трудно чего-то добиться. Должна быть государственная программа работы с молодёжью, её до сих пор, к сожалению, нет. Многое из того, что неплохо зарекомендовало себя с точки зрения социальной политики государства в советский период, сегодня применить на практике уже невозможно: другая страна, другая экономика, другие законы – всё другое. В рыночных условиях должны работать иные принципы и подходы, дающие возможность обеспечить гарантированную социальную защиту граждан и, прежде всего, тех, кто нуждается в такой защите. Молодёжь, разумеется, принадлежит именно к такой категории населения, которой институты государственной власти обязаны помочь стать на ноги. Что касается комсомола, то возрождать его в том виде, в каком он просуществовал более 70 лет, - вряд ли возможно. На дворе XXI век, и то, что было востребовано жизнью в двадцатых годах прошлого столетия, уже едва ли отзовётся в общественном сознании нынешнего поколения. Молодёжи надо дать возможность самой выбирать тот тип организации, который больше подходит, скажем, для студенчества, молодой интеллигенции, школьников и т.д. Выбор - за самими молодыми людьми.
-Роль матери, на ваш взгляд, вы её выполнили?
-Да. Я очень рада, что мои дети в жизни состоялись. Сын Александр закончил Омский автодорожный институт, дочь Наталья - фармацевтический колледж, работает в аптеке в Омске. У меня трое внуков.
-Сложившиеся традиции в семье Кирюшиных нашли продолжение в вашей семье?
-Они живут и в нашей семье. Во-первых, весь архив Кирюшиных хранится у меня. Сейчас я его формирую, привожу в порядок для наших внуков, чтобы передать его по наследству. Внуки хорошо знают своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Во-вторых, наш дом в Ворсихе всегда был тем местом, где мы собирались, - это большая семья по линии Кирюшиных, Дружининых. Мама пекла блины, шанежки, все дружно пили чай, разговаривали, пели песни. Папа хорошо играл на гармони, брат Сергей – на баяне. Здесь были рады каждому и всегда встречали радушно. Теперь и в нашем доме собираются дети, родственники, друзья. А в городе Ялуторовске у Сергея растёт внук, которого назвали в честь папы, на свет заново родился Кирюшин Тимофей Александрович.
-Находясь на заслуженном отдыхе, вы продолжаете активно заниматься общественной работой…
-Я понимаю тех, кто выходит на пенсию после активной трудовой деятельности. Людям недостаёт общения. Я очень скучаю по работе. И я благодарна своему коллективу, друзьям и знакомым, что они не забывают обо мне, приглашают на различные мероприятия, где-то ещё нужна моя помощь. Сегодня я могу сказать с полной уверенностью, что теперь я настоящая мама, бабушка и жена.
Фото Тамары БЫЧКОВОЙ.