Легендарный фоторепортёр Ахломов представил свои работы
В павильоне «Вольница» торгового комплекса «Ермак» открылась очередная выставка. Очередная? Ну уж нет. Необычная, уникальная выставка – так будет точнее. Виктор Ахломов. Тот самый, который в «Известиях». Который фотографировал всех что-либо значащих людей эпохи «развитого социализма».
Виктор Васильевич, старейший советский и российский фоторепортёр, четырёхкратный лауреат престижнейшего конкурса «World Pressfoto», «Золотой глаз» (премия Союза журналистов), заслуженный работник культуры РФ, назвал свою выставку «Слово и образ».
Чёткие, очень простые и ясные (высший шик репортёрской работы) фотографии с этой выставки служат иллюстрацией к тому или иному стихотворному произведению. Или наоборот. Фотографии и стихи. Взгляд и Слово… Поэты современные автору снимков и классики.
И это ещё не всё.
На фотослужбу в газету «Известия» Ахломов был принят совсем мальчишкой в марте 1960 года. Начал он тогда иллюстрировать только-только открытое воскресное приложение «Неделя». Снимать доводилось очень известных людей, и вскоре Виктор Ахломов решил собирать автографы героев своих фотопортретов.
Это необычная коллекция. От стереотипных собраний она отличается тем, что составлена не из безликих дарственных надписей – каждый подписывающий знал, кому адресует он росчерк своего пера.
И вот я прохаживаюсь да посматриваю по сторонам, а с портретов работы Ахломова на меня спокойно и, кажется, доброжелательно взирают знакомые всё глаза.
Евгений Евтушенко, Дмит-рий Благой, Булат Окуджава… Дальше идём – Семён Гейченко, Юрий Куклачёв (без кошачьего автографа), Леонид Мартынов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Владимир Лакшин. Рядом с чудесным порт-ретом молодого, взъерошенного Андрея Тарковского такой же молодой Илья Глазунов – пока не заматеревший, ещё не «бог», но уже в шляпе.
Такие люди. И иных уж нет, а другие более чем далече. А вот человек, которому адресовались все эти добрые слова, здесь, на месте, в Тобольске. С удовольствием показывает гостям выставки свои работы, рассказывает историю того или иного автографа.
Идём-смотрим-читаем: Эдуардас Межелайтис, Василий Аксёнов. Солженицын – единственный, кто не стал писать на лицевой стороне снимка, считая это неэтичным. Валентин Распутин, Фазиль Искандер и Резо Габриадзе… Легендарный снимок Ахломова – «Корней Чуковский в головном уборе североамериканского индейца», разумеется, с автографом. Дмитрий Лихачёв, Виктор Шкловский.
Повышенное внимание публики вызвал портрет Анны Ахматовой, а вот я отчего-то дольше всего пробыл наедине с портретом Андрея Синявского. И надпись на нём… Только он так и умел: «На добрую память от старого дурака. Париж. 1989 год».
Всего в коллекции Виктора Васильевича более трёхсот фото-автографов. На выставке в Тобольске представлены далеко не все, но и того, что есть, достаточно, чтобы ощутить серьёзность пройденного пути мастера репортажа, разнообразие палитры его встреч, да и просто – масштаб эпохи.
И вам, уважаемые тоболяки, представился шанс ощутить эту эпоху – выставка в «Вольнице» продлится до конца ноября.
Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ (фото)