Медиакарта
21:31 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Приручили глиняное чудо

И не подумаешь, что за тяжёлыми воротами тюремного замка Тобольского музея-заповедника, в гончарной мастерской, как раз по пути в научную библиотеку, ежедневно творятся чудеса.

Уходящее, но такое близкое к душе традиционное древнерусское искусство всё ещё подвластно только истинным мастерам. В Тобольске их сегодня осталось немного. Наталья Бекасова и Ольга Макарова, однажды полюбив керамику, продолжают работать в исключительно этом художественном промысле. В гончарной мастерской известного на весь мир Тобольского музея как-то по-особенному уютно и тепло, пахнет топлёным молоком. Всякий человек, однажды заглянувший сюда, непременно захочет вернуться вновь и опять окунуться в мир веков, полюбоваться на изделия ручной работы. Заведующая цехом Наталья Бекасова рассказывает:

– Гончарная мастерская была создана 4 года назад после того, как распалась школа народных промыслов, вот так же в октябре мы с Ольгой Макаровой пришли к директору музея Светлане Юрьевне Сидоровой и предложили создать на базе учреждения такой вот креатив. Она одобрила. Определились с помещением, где совсем скоро появились гончарный круг, печка для обжига, и мы начали работать. Сначала просто сувенирную продукцию для музея создавали, плакетки, свистульки, а потом выяснилось, что туристы желают сами посмотреть на процесс и попробовать что-нибудь слепить.

Так и повелось. Гуляя по Тобольскому кремлю, туристы, купив в местной лавке самобытный сувенир, заходят в гончарную мастерскую и не оказываются нежданными гостями: здесь в любой момент примут, расскажут и покажут, как создаются эти уникальные глиняные шедевры.

– Был интересный случай, – не скупится на откровенность мастер Наталья Бекасова. Пришли родители с первоклассниками. Малышня смотрит, пробует лепить из глины, и так у них это всё заразительно получается! Ну и взрослые не выдержали, попросили: «А можно мы придём без детей и тоже что-нибудь сделать попробуем?». Такое вот желание. А однажды семейная пара была с ребёнком из Есентуков, с Северного Кавказа.

У нас есть телефон для за-явок, очень лёгкий для запоминания 22-23-24. Вот они и позвонили. «Можем подойти?» – «Пожалуйста». Их было только двое, да ребёнок, три года, но всё равно мы с ними занимались. Мастер-класс по глине в Тобольске, между прочим, можем только мы показать, рассказываем о самой технологии.

Иногда хочется и с детишками поработать. Они настолько эмоциональные, такой заряд положительной энергии нам дают.

В мастерской изделий не так много, но на полках – образцовое разнообразие: кринки, горшки, обливные и необливные, корчаги, чашки, малые и большие, блюда, кувшины, светильники, свистульки и вазы. Посуда в гончарной музея – это отдельная история. Год назад на мастеров вышел тобольский клуб «Ильвинг». Он участвовал в теперь уже Всероссийском фестивале «Абалакское поле». Для исторической реконструкции событий нужна была особенная посуда. Она очень дорогостоящая. Обычно её заказывали в Санкт-Петербурге. Даже одна пара стоила больших денег. Навели мастеров на мысль «ильвинги», спросили: «Вы можете сделать точно такую же, как в Питере, как нам нужно?». Рассказали о технологии обвара, какой на Руси в 18 веке пользовались.

– Этой посудой можно пользоваться? – часто нас спрашивают.

– Конечно, – предупреждает традиционный вопрос Наталья Бекасова. – Эти изделия об-работаны обваром, как в старину. Все технологии сохраняем. Вот кринки. В них молоко чудесно хранится и не прокисает. Сейчас еще некоторым изделиям можем придать и современный декор.

Вот она на полке красуется, вроде бы такая простая криночка, но чтобы её сделать, надо, подтверждают мастера в один голос, хорошее настроение иметь. Это первое дело. Глина проминается, как тесто, а потом уже дальше выкручивается на гончарном круге. Ручки лепят только на следующий день. Все это должно хорошо высохнуть, загладиться, а только потом уже обжигаться при температуре в тысячу градусов. А дальше в зависимости от выбранной технологии все выходит.

Тут же с образцами на полочке книга отзывов соседствует. Есть уже своя статистика. В год по 2-3 тысячи туристов через гончарную мастерскую проходит. В основном северяне, но как-то в один день здесь сразу встретились детские группы из Хабаровска, Владивостока и Украины: яблоку негде было упасть, все с разным акцентом разговаривали, но об одном – о естественной и экологически чистой красоте тобольской керамики. Сколько ещё произведений родится в мастерской, благо глины в древней сибирской столице всегда хватало! Всё это разнообразие можно купить во Дворце наместника, губернском музее, судебной управе и кабинете-музее Николая Второго.

Двери в гончарную мастерскую открыты. Здесь рады каждому посетителю, и не только расскажут, но и научат, как первое своё изделие сотворить. Кстати, это только на первый взгляд кажется, что создавать керамику – дело нехитрое. На практике всё иначе: только на четвёртый год работы, по словам мастеров, может выйти что-то необыкновенное. Всему учиться надо и любить, преданно любить своё ремесло, и уж тогда оно затягивает полностью, и невозможно оторвать взгляда от гончарного круга.

Елена САВЕЛЬЕВА Юрий ПОПОВ (фото)