Медиакарта
12:08 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Располосованная жизнь

Современная европейская драматургия на сцене Тобольского театра

Когда-то очень давно (говорят, что ещё до нашей эры) человек придумал делать бумагу. Ну и писать на ней, конечно, разные вещи – от доносов до сонетов. Одну из вещей, написанных на бумаге словенским драматургом Матяжом Жупанчичем, воплотили на сцене артисты Тобольского драматического театра.

Спектакль называется «Класс». Постановку осуществила режиссёр Деяна Николовска (Республика Македония), картинку спектакля создал художник Алексей Паненков (город Тюмень). Ну а артисты всё наши – родные, тобольские.

О чём спектакль?.. Сюжет – проще некуда. Приходит некий Мужчина (арт. Марат Камалеев) на собеседование – карьерного роста желает, работа чтобы почище да денег побольше. А там за серыми тумбами специалисты. Каковы они… Кто был, тот знает – современная инквизиция, препараторы душ, экспертные свинцовые очи. Руководитель (арт. Сергей Грязнов) – явно из бывших «особистов», страшноватый и смешной одновременно. Шульц (арт. Юрий Мазур) – специалист в экономике, сноб и неврастеник. Сантори (арт. Василий Микульский) – эксперт по коммуникации и явно сомнительный тип. Манерная госпожа Ангелина (арт. Лиана Токарева) из «отдела стильности» – пугающе достоверная пародия на мир моды. Нелепая психолог Слава (арт. Наталия Пономарёва) – воплощение всех профессиональных деформаций сразу.

Есть ещё Сторож (арт. Николай Макаренко) – немногословный, маленький винтик бездушной кадровой машины.

Машины. Разговор-то мы начали про бумагу, про то, что на ней многое написано. Так вот, писали иногда такое, что требовалось уничтожить безвозвратно. И тогда, наряду с другими полезными изобретениями, появилась машина.

Шредер. От английского shredder – кромсатель. Используется для измельчения бумаги-документации в очень мелкие полоски или крошечные кусочки.

Почему мы вспомнили про эти полезные механизмы? Дело в том, что именно шредеры являются… да нет – не частью сценического оформления и отнюдь не просто реквизитом. Офисные измельчители волей режиссёра и художника становятся едва ли не участниками спектакля, холодно и спокойно перемалывая бумажные полосы в никчёмный серпантин.

Собственно, и вся сценография задумана-устроена так, что действие спектакля происходит как бы внутри гигантского шредера. И эксперты поначалу раскладывают-полосуют незадачливого соискателя не хуже самых настоящих стальных ножей… Но это только поначалу.

Впрочем, оставим чуть инт-риги для тех, кто спектакль не посмотрел. Поговорим о том, что вынесли в своих душах те, кто его увидел.

«Класс» произвёл на зрителей неоднозначное впечатление. Часть зрителей язык современной европейской драматургии и режиссуры категорически не приняла. Ещё часть просто не поняла, о чём шла речь. Дело в том, что ситуация «человек против кадровой машины» многим из нас просто неведома. А вот населению больших офисов, работникам крупных корпораций прекрасно известно, как работают управления, отделы и прочие секторы по персоналу.

Кстати, один из зрителей в бирюзовом галстуке при выходе из зала прочувствованно молвил спутнице: «Ну, вот точно на работе побывал. Только у нас ещё похлеще бывает». И вы знаете, уважаемый читатель, я готов подтвердить его слова. Воочию видел некоторые тренинги и семинары. Там, друзья, порой та-а-ако-ой «тим-билдинг» происходит, что показанное нам со сцены кажется невинной детской игрой. На корпоративных мероприятиях сего рода человека не только пропускают через своеобразный психологический шредер, но зачастую просто сминают-комкают, как непригодную к употреблению бумажку. А затем расправляют-разглаживают и…. комкают сызнова.

Считается, что таким образом формируется-выковывается идеальный работник, надёжная деталь корпоративной машины. Самому испытуемому при этом втолковывается, что все операции производятся для его же собственного блага, что стать корпоративным зомби – великое счастье и большая честь.

Но и для самих испытателей-экспертов подобные упражнения даром не проходят. И на финальный поклон артисты выходят в костюмах, красноречиво об этом свидетельствующих.

Непростой получился спектакль, но посмотреть его стоит. Как смотрим мы иногда в зеркало. Не любуемся отражением, но именно смотрим.

На себя. На своё окружение. На мир, в котором живём.

P.S. Возвращаясь к теме машин. Первый шредер, запущенный в производство, зарегистрирован в 1935 году. В Германии.

Дмитрий Карасиер Дмитрий Алфёров (фото)