Медиакарта
19:27 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Малой родиной стала сибирская деревня

Из истории знаем, что ещё при Екатерине Великой в России стали появляться переселенцы из Германии. Сотни немецких семей довольно прочно обосновались в европейской части страны. Особенно многим полюбилось Поволжье – там и климат мягче, и земли плодородней. Здесь пустили корни, стали единым целым. Жили себе, не тужили, растили детей, работали, а это они всегда умели делать…

Жили себе, не тужили…

Карл Карлович и Анна Фридриховна Шимпф проживали в с. Галка Нижне-Добринского района Сталинградской области. Их семья образовалась в 1930 году прошлого столетия в пору коллективизации, развития промышленности, науки, новых трудовых достижений… Пара была не совсем обычной, и своему существованию обязана стараниям родственников - у главы полностью отсутствовал слух, а жена появилась на свет с редкой болезнью. Конечно, родных беспокоила дальнейшая судьба молодого парня и девушки, к тому же, и жизненные трудности вдвоём всегда легче преодолевать. Карл оглох в 15 лет после того, как в один из жарких летних дней искупался в колодце. Юношу чудом удалось спасти, но ему пришлось жить в абсолютной тишине. Навык разговорной речи, знания, полученные в школе, помогли адаптироваться – он стал «читать» по губам, что во многом упростило общение с сельчанами. Карл был скотоводом, отлично знал и любил своё дело, а его половинка занималась домашним хозяйством. Время шло, в семье Шимпф появились дети – четыре дочери и сын Гейнрих, который родился 9 июня 1941 года, буквально за две недели до начала Великой Отечественной войны…

Колея - по судьбе колея…

Известие о том, что фашистская Германия вероломно вторглась на территорию Советского государства изменило навсегда судьбы миллионов людей. Вскоре вышел приказ Верховного главнокомандующего о том, чтобы немцев Поволжья выселить за пределы края. Так, в одночасье опустели деревни и сёла. С насиженных мест, оставив нажитое добро, дома, люди ехали в неизвестность. Они не могли понять – почему с ними так поступают, за что такая немилость? В том, что их предки немецких корней? Но ведь это и их земля… Военная машина безжалостна, но то был внешний враг, а удар ниже пояса от своих – во сто крат больней, унизительней…

Семья Карла и Анны Шимпф навсегда прощалась с родной деревенькой, до боли знакомой и милой, где появились на свет их дети. Сотни немецких семей на ближайшей станции загрузили в вагоны, и поезд, издавая жалобные стоны, помчался на восток… Большинство репрессированных обосновались в Казахстане, Омской области, и только малая часть – в Тюменской. Семью Шимпф и ещё несколько других высадили на железнодорожной станции Усть-Ламенка. Так началась новая неизвестная страница жизни наших героев. Пятеро ребятишек - старшей десять лет, а младшему только три месяца, оказались лицом к лицу со страшной реальностью – им предстояло собрать всё мужество и стойкость в кулак, чтобы начать с нуля, выжить и поднять на ноги детей. Первым недолгим местом проживания была деревня Первомайка, потом село С-Дубровное, где они задержались на полтора года, и конечным пунктом стала д. Крашенёво. В большом купеческом доме разместили четыре семьи, превратив его в коммуналку. Из воспоминаний Гейнриха, другие женщины завидовали его матери, у которой под боком какой-никакой мужчина был, ведь их-то мужей забрали в трудармию, а Карл Карлович из-за глухоты остался дома. Конечно, маленькому мальчику не пришлось пережить того, что довелось его родителям и старшим сёстрам, но из рассказов отца и матери Гейнрих Карлович имеет полное представление о той жизни. От воспоминаний у пожилого человека наворачиваются слёзы, ком встаёт в горле, трудно говорить. А можете представить - каково это было его родным?

-В целом нас приняли неплохо, - рассказывает Гейнрих Карлович. - Конечно, случалось слышать и оскорбления, но это такой пустяк по сравнению с тем, как с нами обошлось государство. Несколько лет жили под строжайшим контролем: выходить за пределы деревни без особого разрешения запрещалось…

Через какое-то время Шимпф переселились в пятистенник, колхоз выделил им тёлку, и они помаленьку стали обживаться, налаживать быт. Семья слыла дружной, крепкой и трудолюбивой. Анна Фридриховна была замечательной матерью, женой, хозяйкой, супруг же прекрасным семьянином, главой многочисленного семейства – уже на армизонской земле у них родилось ещё трое сыновей. Для всех мальчишек отец был примером порядочности, трудолюбия, уважительного отношения к окружающим людям. Эта удивительная супружеская пара полюбила сибирский край и даже после реабилитации в 1956 году не захотела возвращаться назад, хотя побывать на родине Карлу Карловичу довелось. Вместе с Гейнрихом в 1967 он всё же ещё раз прошёлся по знакомым местам. Правда, от былого величия села мало, что осталось, но дом сохранился, теперь в нём жили совершенно чужие люди, заселившиеся сразу после отъезда хозяев. Нынешняя домовладелица плакала, когда вспоминала то страшное время, ведь их тоже не по доброй воле сюда поселили.

-По пустынным улицам бродили домашние животные, которых оставили на произвол судьбы, - рассказывала она, - недоенные несколько дней коровы истошно мычали, свиньи визжали, овцы испуганно шарахались от любого шороха. От увиденной картины сердце сжималось, и мы первым делом навели порядок со скотиной.

Старая женщина боялась, что прежние хозяева выгонят их, но Шимпф и не думали этого делать – прошлого уже не вернуть, как не старайся… Многие всё же покинули места ссылки – кто вернулся обратно, другие же уехали на историческую родину…

Учить детей — его призвание

Сегодня наш герой живёт в с. Иваново, на свою судьбу не жалуется – не привык. Как бы у него сложилось в жизни, останься его семья там - трудно предугадать, но как получилось – знаем. Начальную школу Гейнрих окончил в Крашенёво. Ещё несколько лет пришлось учиться в Иваново. Каждое лето он с ребятишками работал в колхозе, и как его ни уговаривали, всё же после восьмилетки решил продолжить учёбу в Армизоне. А тогда, получив среднее образование, человек автоматически выбывал из колхоза, что просто так сделать было очень сложно. Гейнриха по-прежнему тянуло в родную деревню и, получив профессию тракториста, несколько лет трудился в колхозе. Отсрочка от армии закончилась, и он, как настоящий сын своего Отечества, три с половиной года охранял покой граждан - его служба проходила на Дальнем Востоке, в войсках ПВО. Вернувшись домой, молодой парень, с довольно богатым практическим багажом, оказался в центре внимания – его пригласили на работу в райком комсомола. Заочно в 1971 году Гейнрих Карлович окончил Ишимский техникум, получил диплом техника-механика, позже его перевели инженером по технике безопасности в Ивановский совхоз, а вскоре судьба сделала крутой поворот на 360 градусов – его, как преданного члена партии, направили для работы в школу. Тогда при учебных заведениях организовывались классы, цель которых - дать не только теоретические, но и практические знания в области сельского хозяйства. Так случилось, что учить детей – это его призвание. Работе мужчина отдавался целиком, он и семьёй-то обзавёлся поздно – со своей женой Марией впервые встретился, когда трудился в райкоме комсомола. Девушку направили на работу в Ивановский совхоз зоотехником из Свердловской области. Отношения узаконили спустя несколько лет. Жену свою Гейнрих Карлович называл «моя уралочка», любил и уважал. Супруги родили и воспитали замечательных детей – двух дочерей и сына, подаривших им шестерых внуков. К сожалению, Марии Федуловны уже нет в живых, но для мужчины, который её боготворил, она навсегда останется в памяти.

Наш герой обожает сад, цветы, умеет выращенный урожай сохранить как в свежем виде, так и консервированном. Будучи на заслуженном отдыхе, до сих пор с теплотой вспоминает педагогическую деятельность. Какое это было время! Сколько добрых и нужных дел сделано. Его ученики по сегодняшний день считаются одними из лучших в области растениеводства, за их плечами неоценимый опыт знаний, полученный в школе, который стал опорой в работе. Труд учителя и его наставников высоко ценился, их каждый год премировали поездками в разные города страны, они зарабатывали деньги для школы, совхоз заключал с ними договора на поставку новой техники. Но, к сожалению, так совпало, что после ухода Гейнриха Карловича на пенсию, распада Советского Союза, ушли в забытьё и все его начинания… Правда, радует одно: усилия потрачены не напрасно – остались люди, искренне и всем сердцем любящие землю и умеющие на ней работать.

Автор: Лариса ЛАПУХИНА