В Древней Руси ребенок знакомился с этим удивительным искусством еще с пеленок. И одеяло, в которое его завертывали, и куклы-обереги были сшиты из... лоскутков.
Искусство лоскутного шитья уходит корнями в далекое прошлое, хотя точное время его зарождения неизвестно: ткань - материал недолговечный, и первые экземпляры лоскутных шедевров не сохранились. Предполагается, что родиной этого вида рукоделия в XI веке стала феодальная Англия (слово «пэчворк», обозначающее это искусство, происходит от англ. patch - заплатка и work - работа). На берегах туманного Альбиона красить ткани начали раньше, чем где-либо в Европе, а тем более на Руси, где носили преимущественно льняную отбеленную одежду. Шить одежду и предметы быта из цветных лоскутков мастериц вынуждала бедность. Позволить себе отрез ткани они не могли, а латать-перелатывать старое было скучно и... некрасиво. Вот и придумали рукодельницы из кусочков ношеной одежды создавать новую. Со временем нужда превратилась в ремесло, а ремесло - в искусство.
В Тобольской губернии искусство лоскутного шитья появилось поздно - только в начале XX века. Зато пришло сюда уже сформировавшимся, с обилием разных техник, и органично вписалось в существующие народные ремесла. Северные матроны в это время уже могли позволить себе использовать самые разные по фактуре и окраске ткани, поэтому сибирский пэчворк сразу получился сочным, колоритным, богатым.
С использованием мозаичной лоскутной техники уже не только прикрывали дыры на старом платье, а создавали оригинальные наряды, картины и композиции. Но бурное развитие текстильных мануфактур на несколько десятков лет приостановило это ситцевое творчество.
Первый клуб любителей лоскутного шитья создали при областном центре прикладного творчества и ремесел в ноябре 2009 года. Мастерицы назвали его «Матрена».
«Мы искали русское, коренное, очень образное, теплое и домашнее имя, - рассказывает руководитель клуба Марина Главатских, - и нашли его». Первое время, признается она, было трудно сориентироваться в океане всевозможных техник, но они выбрали свое русло и теперь придерживаются его. Творческий почерк мастериц «Матрены» хорошо узнаваем. Например, созданная ими в этом году коллекция текстильной скульптуры «Русский пир» поразила своей уникальностью лоскутниц многих российских городов. Из разноцветных набивных кусочков ткани они сумели сшить запеченного осетра, фаршированного гуся, бутерброды с икрой и пельмени, пирожки, пряники, яблоки, пасхальные яйца. И выглядят эти традиционные яства русского застолья настолько правдоподобно, что на расстоянии от настоящих блюд их и не отличишь!
1 декабря в центре прикладного творчества и ремесел клуб «Матрена» решил закатить пир горой по поводу своего дня рождения (исполнилось два года). Но пир не для желудка, а для ума и души. Ведь те, кого объединил клуб, рассматривают рукоделие как возможность вернуться к духовной жизни, обратиться к народным истокам. Для них само слово «Матрена» означает « зрелая, опытная, искусная мастерица». Она мудра и гостеприимна, и всегда готова не только попотчевать гостей, но и поделиться с ними творческими идеями.
Поздравить тюменских рукодельниц приехали коллеги из Тюмени, Тобольска, Ялуторовского и Исетского районов. Добрые напутственные слова им сказали актеры тюменского драматического театра Владимир Орел и Анта Колиниченко, а также известный театральный художник Ольга Трофимова, автор декораций и костюмов к спектаклям «Молодильные яблоки», «Левша» и «Шуршик». В честь мастериц звучали русские народные песни в исполнении солисток ансамбля «Росстань».
Памятный подарок в честь праздника приготовили и сами именинницы - в дар центру прикладного творчества и ремесел они передали коллективную работу «Стежки-дорожки» - лоскутное одеяло, сшитое из пяти десятков разных блоков. Ведь впереди у мастериц много интереснейших дорог и... наверняка замечательные новые работы. Поскорее бы их увидеть!