Люди-актеры могут сыграть любую роль, если они хорошие лицедеи. Им не нужны маски: лицо, тело, голос - главные инструменты, с помощью которых артист несет зрителю заложенные в спектакле информацию и эмоции.
Куклам-актерам - сложнее. Статичным личиком из папье-маше особенно не поиграешь. Какую эмоцию написал на нем художник, с такой кукла и живет.
- Поэтому художник и бутафоры для некоторых персонажей создают по две, а то и по три куклы, - рассказывает Любовь Чмутина, помощник главного режиссера тюменского театра кукол и масок. - Сейчас мы готовимся к премьере спектакля «Снежная королева», и некоторые куклы уже готовы - они на сцене, с ними работают актеры. А куклы-дублеры еще в цехах...
УЮТНОЕ МЕСТО
Тот, кто не знает дороги в цеха театра, наверное, ее самостоятельно не найдет. Войти, спуститься, миновать цокольный этаж, переместиться во внутренний дворик, зайти в соседнее здание. И оказываешься на задворках сказок!
Интереснейшее место - уютное и обманчивое, где живет множество вещей, которые на деле оказываются не тем, что кажется на первый взгляд. Еда красивая, но не настоящая, а объемная кукла - легкая, потому что набита поролоном.
Кстати, в театре не отказываются от изготовления кукольных голов из папье-маше. Сегодня существует множество других, более прочных и удобных материалов, но все они тяжеловаты. А кукла должна быть легкой, ведь актер в течение всего спектакля держит ее на вытянутых руках.
... В цехе бутафоров мастерица Виктория Лузина, которую в коллективе театра кукол и масок зовут Витой, дошивает очередной наряд для Герды. В спектакле ее героиня появится во множестве сцен, поэтому и одежка ей нужна разная: то бедненькая, в которой она отправилась искать Кая, то богатая шуба - подарок принца и принцессы.
Виктория показывает нам уже богатое одеяние своей героини, которое со сцены, в свете софитов, наверняка будет смотреться просто сногсшибательно.
Бутафор Наталья Коваленко трудится рядом - при помощи кисточки и краски превращает обычную лейку в золотую.
За соседним столом Галина Дергачева выстригает из кусочков поролона шарики - снежки, которые будут весело кидать друг в друга персонажи сказки. Потом берет в руки обычную кухонную терку и принимается отшлифовывать снежки -поверхность получается ровной и пушистой, как у настоящего снежного шарика. Кто бы мог подумать, что кухонная утварь может здесь пригодиться!
- Что только ни идет в дело, - соглашается Галина Георгиевна. - С куклами я уже закончила, они на сцене. Так что занимаюсь другой бутафорией.
Она с удовольствием показывает эскизы тех персонажей, с которыми ей выпало работать: Маленькая разбойница, ее мама-атаманша, другие разбойники и -неожиданно для этой компании - бабушка Герды и Кая. Эскизы сделал известный керамист и художник Александр Кухтерин, который, кстати, в роли художника театральной постановки выступает впервые. Несколько раз в неделю он приходит в цеха и расписывает лица кукол: очень важно, чтобы это делал именно автор эскизов, тогда вся кукольная братия будет выглядеть на сцене единым коллективом, и даже дублеров не отличишь от «первых номеров».
- Кухтерин, по-моему, очень волнуется, - рассказывает Галина Георгиевна. - Если вдруг актеры приносят нам куклу на доработку (рука, например, плохо гнется или другая неполадка обнаружилась), он переживает: не его ли вина? Но работать с ним замечательно, спокойно!
Рядом с Галиной Дергачевой трудится Екатерина Поликарпова - главный исследователь и экспериментатор цеха. Это она вместе с художником создала образ Снежной королевы. Коллектив театра даже попросил не фотографировать получившуюся куклу, потому что она появляется в финале, и, конечно, именно ее зрители будут ждать больше всего. Пусть уж сразу видят «вживую», а не на снимках. Тем более что она по-настоящему впечатляет: с заостренными чертами лица, прямая и гордая, похожая в своих одеяниях на замерзшего ангела.
ОТКУДА ПРИХОДЯТ МАСТЕРА
Удивительно, но увлеченные своим делом мастера цехов пришли в театр из разных мест. Екатерина Поликарпова, например, училась работе бутафора еще в юности - дома. Всегда любила кукол. Однако прежде чем уйти в театр окончательно, успела поработать на заводе - разрабатывала упаковки для молочных продуктов.
Наталья Коваленко - еще студентка, учится в академии культуры, искусств и социальных технологий, осваивает дизайн интерьеров.
Виктория Лузина долгое время была фельдшером на старте в «Тюменских авиалиниях»: отправляла пилотов в полет. Восемь лет назад пришла в театр, да так и осталась.
А бывает наоборот: мастер соседнего костюмного цеха Ольга Коростелева по образованию -актриса. Но на сцене не играет, а к театру так привязана, что оставить его не может. Вот и переквалифицировалась под руководством модельера Надежды Богачевой - теперь шьет и чинит костюмы.
Похожий путь проделал мастер цеха по изготовлению кукол Виктор Андреевских. Будучи актером, нашел себя в изготовлении металлических и деревянных конструкций. Это только звучит неинтересно, а на самом деле без Виктора Викторовича и ширмы-то на сцене не будет. И непростой кукольный механизм тоже он создает: деревянную основу тельца, движущиеся ручки-ножки, гапид, для того, чтобы кукла могла кивать и поворачивать голову.
- Вот, держите, - Виктор Викторович протягивает фотографу Вике «скелет» двойника Герды. - Ее пришлось делать в трех экземплярах, это последний. Поводите головой туда-сюда.
Виктория водит, а Герда послушно поворачивает белое, не расписанное еще художником, лицо, и от этого простого движения головы кажется даже, что кукла смотрит!
... А про мастерицу Галину Дергачеву говорят, что она хоронит в себе актерский дар. Она - звезда театральных капустников. И даже о том, как мастерить снежки из поролона, рассказывает, будто роль играет: и повернется так, чтобы нам, зрителям, лучше видно было, и обязательно какой-нибудь театральный секретик приоткроет.
- 22 года в театре работаю, ветеран! - улыбается Галина Георгиевна. - Бывает, конечно, обидно за то, что зарплата у нас небольшая, но зато коллектив хороший и работа всегда интересная, не надоедает!
В ЛОГОВЕ РАЗБОЙНИКОВ
На сцене тем временем трудится актерская труппа - отрабатывает мизансцены. Над металлической конструкцией, на которую потом будет прикреплена ширма, мечутся куклы-разбойники. Значит, Герда в поисках Кая ушла уже далеко от дома.
Внизу актеры, подняв лица вверх, следят, чтобы их подопечные правильно двигались, не сталкивались, не натыкались на декорации. Получается не всегда, но уж к премьере-то люди и куклы друг с другом освоятся! Из зрительного зала (нам из-за кулис его не видно) иногда слышатся комментарии режиссера Сергея Грязнова.
- Спектакль довольно сложный, рассчитан на ребятишек от пяти лет, - шепотом рассказывает Любовь Чмутина. - Показывать начнем 16 декабря - при любой погоде и в любом случае. Билетов в кассе уже почти нет.