Медиакарта
23:10 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

За добро воздаётся сполна

За добро воздаётся сполна
15:56 | 12 декабря 2011

В годы своего детства и юности будущий Отличник просвещения Клавдия Семёновна Жукова жила очень скромно. Отец работал лесником, часто меняя места, жена и две дочери всюду его сопровождали. В доме, где бы они ни жили, всегда было уютно - девочки старались. Учились хорошо. Клавдия окончила семь классов Онуфриевской школы Исетского района, потом поступила в Тюменское педагогическое училище. Став учителем с правом преподавания математики, достигла замечательных успехов. Детдомовские ребятишки, которых ей довелось учить в 1940-1950-х годах, говорили о ней с уважением: «Эту слушайтесь. Она не жалуется». Такую оценку среди беспризорников ещё надо было заслужить!

Что ждёт впереди?

Клавдия Жукова родилась в с. Рафайлово Исетского района 13 декабря 1921 года. Долгое время жила и работала на родине. Когда началась Великая Отечественная вой-на, только начинала трудиться в Онуфриевской школе. Учителя получили задание - на нужды фронта заготовить 300 тонн сена. Трудно было, на помощь пришли сельсоветовские работники - и план выполнили. Каждую зиму для отопления школы заготавливали дрова, которые приходилось распиливать такой пилой, что, наверное, легче было бы зубами перегрызть дерево. В 1941 году онуфриевские жители принимали у себя гостей - детей из блокадного Ленинграда. О них Клавдия Семёновна вспоминала с каким-то особым теплом. Среди эвакуированных ребят был Роберт Пальмонт, местные окрестили его «ходячей энциклопедией». Если возникали ребячьи споры, то, как правило, они заканчивались фразой: «Пойдёмте спросим у Робика. Он всё знает». Потом, в 1943-м, ленинградских учеников увезли домой. Только один мальчик не вернулся - утонул в речке... Расставание было тяжёлым, все учителя, вытирая слёзы, с тревогой думали о будущем: «Что их там ждёт?». С некоторыми из ребят Клавдия Семёновна не так давно встречалась. Но особенно ей хотелось бы узнать, как сложилась судьба Робика.

В детдоме «Путь к труду»

Клавдия Семёновна Жукова ежедневно слушала сводки Информбюро по единственному в селе радиоприёмнику, висевшему в сельском Совете, а потом рассказывала о положении на фронте коллегам и ученикам. Однажды, подходя к сельсовету, вместо знакомого голоса диктора услышала музыку. Она поняла - Победа! Весёлые наигрыши так взбудоражили душу, что хотелось от счастья взлететь на небо! Но это ощущение прервалось горестным воспоминанием о погибших в боях двоюродных братьях Иване, Степане и без вести пропавшем - Неофите. Кстати, место его гибели до сих пор неизвестно.

В 1945 году директор детского дома пригласил Клаву Жукову в свой небольшой коллектив. Опыта общения с детьми, уже много чего повидавшими на своём коротеньком отрезке жизни, у неё не было. Но, любя этих ребятишек всей душой, Клавдия Семёновна смогла растопить льдинки в их израненных и измученных войной сердцах. Она со своими воспитанниками была везде: и на уроках, и на мероприятиях, и на хозяйстве… Ведь детдомовцы занимались по системе Макаренко, и на главном месте стояло воспитание трудом: летом - на грядках и в поле, зимой - в стайках и коровниках. Вот так она и проработала до 1957 года, получив за многолетний и добросовестный труд значок «Отличник народного просвещения».

Всегда на виду

Потом заболела мама, и Клавдия, чтобы быть поближе к ней, перевелась снова в Онуфриевскую школу. Эта энергичная женщина всегда была на виду: в районе её знали как хорошего педагога и активную общественницу.

Клавдия Семёновна - чуткий и добрый человек. За всю свою 90-летнюю жизнь воспитала и научила уму-разуму больше сотни учеников. Но главными «солнышками» для неё были пятеро детей родной сестры Фаины. Им она посвятила всю себя. Так уж получилось, что свою личную жизнь Клавдия Семёновна не устроила…

С 1985 года К. С. Жукова живёт в Ялуторовске. И если бы предложили вернуть всё назад, она не хотела бы что-то менять. Клавдии Семёновне хватает мудрости, терпения и любви на всех, кто её окружает. И за это сполна воздаётся.

Светлана БУЛЫШЕВА

Фото автора