Медиакарта
7:30 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Выполняя гражданский долг

Выполняя гражданский долг
08:51 | 16 декабря 2011

Писатель Ф.И. Мартюшев, приехавший в Уватский район, где в посёлке для репрессированных прошло его нелёгкое детство, встретился с представителями районных средств массовой информации и ответил на их вопросы.

  • Фёдор Иванович, как часто Вы бываете в Уватском районе?

  • Я бываю здесь с тех пор, как государственным Указом репрессированным дали свободу и мы наконец-то почувствовали себя свободными людьми, над которыми больше не тяготеет позорное клеймо. Это мой девятый приезд на свидание с горьким прошлым, связанным с Екимовкой и Уватом.

Современным молодым людям трудно понять, что такое сын кулака или сын врага народа. Детей врагов народа реабилитировали давно, еще в 1956 году после смерти Сталина, а мы были вынуждены ходить с ярлыком детей кулаков. Даже самые, казалось бы, близкие люди, узнав о нашем прошлом, начинали косо на нас поглядывать.

Мне пришлось в своей жизни не-однократно с этим сталкиваться. Я закончил с отличием сначала педагогическое училище, а в 1954 году Свердловский пединститут. На распределении шел первым, но мне, указав на мое прошлое, не позволили преподавать в закрытой зоне, а назначили учителем истории, позднее - директором сельской школы.

Я был молодой, горячий и с большим желанием работать. Но не имел опыта, поэтому, как все новички, допускал ошибки. И вот тогда (очень врезался в память этот случай) человек, которого до моего прихода выгоняли с работы за пьянку, а я, жалея его семью, взял в штат на свой страх и риск, сказал про меня, дескать, чему удивляться, что он делает такие ошибки, он же сын кулака. И хотя я понимал, что это чушь, но пришлось оставить коллектив и перевестись директором интерната. Затем я возглавлял школу-интернат, руководил отделом народного образования, был назначен третьим, а позднее вторым секретарем райкома КПСС.

А в трудное время моего детства, прошедшего в Екимовке, я был такой же, как все деревенские ребята, верившие в светлое будущее. Наблюдал за происходящим вокруг и работал не щадя себя. Много лет спустя в своей книге я напишу, что именно эта экстремальная обстановка помогла людям не потерять человеческий облик и выжить.

  • В новой книге Вы очень ярко описали свою встречу с Екимовкой уже взрослым человеком.

  • Меня привели в эти незабываемые места память и гражданский долг перед бывшими жителями комендантского поселка. я установил в Екимовке памятник своим землякам, изготовив его на собственные средства в городе Заречном, где живу.

Добравшись до спецпоселка, застал там десятка полтора полуразваленных лачуг, где раньше жили высланные, и на удивление сохранившееся ненавистное всем здание комендатуры, построенное из хорошей сосны и под крышей из шифера. Хотя уже с вывороченными ставнями и дверями.

Старица, о которой я упоминаю в книге в эпизоде о том, как екимовцы искали возможно утонувшего Фильку, теперь совсем обмелела. Лес, поднявшийся на полях, раскорчеванных когда-то нашими отцами, поднялся ровной могучей стеной.

  • Являясь создателем ассоциации жертв политических репрессий, Вы много лет посвятили тому, что считаете своим гражданским долгом. Расскажите, пожалуйста, немного об этом.

  • Выйдя на пенсию, я смог вплотную заняться общественной работой и создал в Заречном городскую ассоциацию жертв политических репрессий. Являлся членом правления Свердловской областной ассоциации. Этой общественной организации отданы пять лет плодотворной работы.

Обнаружение на 12-м километре Московского тракта останков людей, расстрелянных в годы репрессий, и последовавшее затем захоронение произвели на меня очень большое впечатление, всколыхнули память, и я не мог больше молчать. Так в 1996 году родилась книга «Жертвы и палачи», написанная буквально за один присест. В 2006 году увидела свет следующая - «Живые убитые».

В свое время совместно с также разделившим участь наших отцов, а ныне кандидатом экономических наук Михаилом Пономарёвым, проживающим в Алма-Ате, мы организовали и провели слёт репрессированных в Тюмени.

В связи с резким ухудшением здоровья мне пришлось оставить руководство городской ассоциацией. Но я не прекратил думать о своих земляках и рад, что успел написать и издать третью, автобиографическую книгу.

По мере того, как позволяет здоровье, встречаюсь со студентами и учащимися учебных заведений. В том числе и в школе, где когда-то преподавал.

  • На книге «Окаянные времена», вышедшей тиражом в 400 экземпляров, есть пометка, что данное издание осуществлялось за счет средств автора…

  • Первая книга, заметьте, вышла в 1996 году. Тогда, когда страна переживала тяжелое перестроечное время. Люди голодали, бастовали, а тут - книга. В ее издании мне оказали помощь руководитель Красноярской атомной станции и предприниматель Киселёв. Вторую книгу помогли издать мои бывшие ученики, а «Окаянные времена» действительно выпущена на мои собственные средства.

Была задумка, что эта книга будет распространена бесплатно по школьным библиотекам. Но потом я решил, что, переиздав часть глав, рассказывающих о детских годах, предназначу новую книгу для школ. Написанная просто и доступно, она станет хорошим подспорьем при изучении темы о жертвах репрессий.

  • Фёдор Иванович, разрешите поблагодарить Вас от имени жителей Уватского района за Ваш благородный труд, достойный восхищения. Здоровья Вам и претворения в жизнь творческих планов.

Фото автора

Автор: Нина ПЕЛЕХ