Медиакарта
16:20 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сундучок, полный чудес

10:48 | 21 декабря 2011

Ярким и солнечным ноябрьским утром я шла в библиотеку-филиал № 5, где регулярно проходят посиделки в «Клубе интересных встреч» и где мне предстояло встретиться с уникальной рукодельницей Ниной Шороховой.

Казалось бы, ну и что? Мало ли в нашем городе людей, увлекающих рукоделием. Так-то оно так, но такой, которой одновременно подвластны не только вязальные спицы и крючок, но и вышивка на филейной сетке, имитация коклюшечного кружева, имитация тканного полотна, вышивка лентами и ещё многое другое, нет. До всего она доходит сама: ищет, творит и радует других своим творчеством.

Писатель Карел Чапек однажды мудро заметил: «Самый лучший способ разбивать сады – поручить это дело садовнику». Он, конечно же, имел в виду профессионалов.

А ведь Нина Ивановна пришла к этой профессии уже в зрелые годы. Переломным годом во всех отношениях стал для неё 2000-й, когда она, не дожидаясь сокращения из филиала Московской академии пищевой промышленности, ушла сама. Как оказалось, в неизвестность. Роль домохозяйки, как ни уговаривал супруг, она отвергла сразу и стала искать применение своим способностям. Спасибо центру занятости, направили её на курсы народных промыслов, где она по-настоящему увлеклась новым делом. – Когда я ещё совсем ребёнком была, – вспоминает Нина Ивановна, – мама показывала, как нужно вышивать. Я до сих пор храню собственноручно вышитое полотенце, маленькие подушечки на кровать. А бывало, набьём тряпками сшитую куклу и давай вязать ей наряды. Игрушек-то нам не покупали – лишней тратой денег считали, да и не было их тогда в деревне.

Видно, не прошли бесследно эти детские впечатления. Да и курсы Нина Ивановна считает подвернувшимся счастливым случаем. После их окончания её пригласили преподавать в школу народных промыслов. Скольким девочкам с тех пор она привила любовь к искусству вязания! Между тем не переставала творить сама. Поначалу она копировала по журналам изделия других, затем ей в голову стали приходить свои идеи. Так появилась зелёная лужайка, где обитают весёлые лягушки и неугомонные стрекозы, по боровичкам ползают божьи коровки. Дополнили коллекцию корзины со всякой снедью, вазы с сочными ягодками, букет ромашек, будто только что срезанный в саду, подсолнухи, как шляпки модницы. Эти творческие поиски не прошли даром. Постепенно она стала отсекать всё лишнее.

Помогло мастерице выработанное долгой организаторской работой упорство, да и наследственность сказалась. И дед, и отец её были мастеровыми, а мать помимо работы ещё и успевала вести дом. Настоящей искусницей была старшая сестра Вера. С младших лет Нина Ивановна и вышивала, и шила, и вязала.

Теперь работы Нины Ивановны можно встретить на различных выставках народных промыслов. Её шляпки-игольницы, вязаные дамские аксессуары – подвески, браслеты, серьги, имитация кружевоплетения, заворожили всех, кому дорого исконно русское искусство. По мнению людей, знающих толк в этом деле, творчество Нины Шороховой удивительно совпадает со старинными образцами, с другой стороны, в ней столько нового, самобытного, то есть она, следуя традициям народного искусства, родила своё, приближённое современному. – А причём тут сундучок? – спросите вы. Все изделия, доставшиеся ей по наследству и, конечно, свои она хранит в бабушкином сундучке.

Вера владова