Медиакарта
17:53 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Педагог, фельдшер, солдат, победитель

Из почты редакции

Июль 1941 года. Страна собирает силы для отпора вероломному врагу. 19-летний учитель Александр Мингалев готов начать педагогическую деятельность в Сургутском районе ХМАО. Могучая Обь с ее притоками работает на войну. Для одних становится началом дороги туда, где в смертельной схватке решается судьба европейской цивилизации, другим помогает выполнять и перевыполнять план по вылову рыбы, в которой остро нуждается фронт.

Юноша с пониманием отнесся к назначению – выводить коренное население из вековой отсталости, по впервые разработанным методикам осваивать школьное дело. Призвали его летом 1942 года, когда река вскрылась: попал не на фронт, а в Ленинградское военно-медицинское училище, эвакуированное в Омск. После отличного окончания учебы военфельдшер Мингалев оказался в воздушно-десантной бригаде резерва Ставки Верховного командования. Боевые действия затягивались, и бригаду, преобразованную в стрелковый полк, в 1944 году перебросили в Карелию для осуществления так называемого десятого удара, после которого Финляндия запросила мира. Из полка в живых осталось очень мало…

После дислокации и пополнения в Орше выпали серьезные испытания при освобождении южной части Польши, а также Венгрии и Австрии. Особенно напряженными были бои в районе озера Балатон. Противники не уступали друг другу. Боеприпасов израсходовано – тьма. Остаться живым в этом пекле было практически невозможно…

В самый раз сказать, как в такой обстановке приходилось военным медикам. Если солдатам позволялось по тактическим соображениям временно менять позиции, то фельдшерам, коим доверялись судьбы изувеченных в сражениях, приходилось оказывать помощь там, где придется. Не спрячешься за дерево, не укроешься в «складке» местности, не убежишь при воздушной атаке, не прижмешься к земле при интенсивном обстреле.

За вклад в одоление серьезного противника этот скромный человек получил орден Красной Звезды и благодарность Верховного главнокомандующего.

Мингалев никогда не допускал огрехов на просвещенческой ниве и других учил не фальшивить в учительской профессии. Не перестаешь удивляться, какой непростой выбор он сделал на всю жизнь. Многие ли мужчины остались работать в школе? Немногие. Значит, его заслуга перед обществом вдвойне велика!

В образовании Александр Федорович побывал на всех ступенях иерархической лестницы (от учителя до инспектора облоно). Никогда не перекладывал служебные трудности на других, не склонялся к упрощенным вариантам, не допускал даже намека на разлад в коллективе.

Как-то после войны ему пришлось поехать на Донбасс. И там он не переставал быть педагогом, общаясь с ребятами, воспроизводя в их сознании суровую обстановку военных лет, настраивая на необходимость возрождать край, который потом и вправду преобразился.

По поводу чего Александр Мингалев не мог сдержать радости: ратный труд не затерялся в тайниках истории и дал возможность победителям доказать свою состоятельность в мирные дни.

Автор статьи: Павел ЧЕРНЫХ

Рубрика: Свет великой победы