Днём предпраздничных хлопот по домашности и хозяйству, как можно узнать из «Сибирского народного календаря» Алексея Макаренко (Санкт-Петербург, 1913 г.), является рождественская суббота - Сочельник. Старикам - праздник, другие работают, хотя стараются окончить дела пораньше, даже к обеденной поре, чтобы засветло сходить в баню, которая приготовляется женщинами. Заботятся об охране домашнего скота.
Днём и в «вечерю» едят хлеб, капусту с квасом, тёртый горох, хлебное сусло, переваренное с зёрнами пшеницы и сушёными ягодами черёмухи; рыбы не потребляют: «добры люди хлеба не едят», говорится.
До «вечори», когда появится вечерняя звезда, зажигают перед иконами церковные свечи и молятся, затем тушат и вечеряют. Посуду не убирают до утра. Ложатся спать рано.
К Сочельнику хозяйки заканчивают уборку внутри изб и горниц, варку хмельного и травяного пива для предстоящих рождественских гулянок, приготовление разных яств и сдобных печений (прикусок) для собственного разговенья и угощения гостей.
Рождество Христово празднуется с гулянками три дня, в остальные - с вечера перестают работать, женщины не прядут, чтобы «не наказал Бог или месяц».
Повсеместно ранним утром первого дня праздника ребятишки бегают по избам и славят: «Рождество твое, Христе Боже наш», после чего припевают: «Славите, славите, сами про то знаете: я по булочку пришёл, по калачику пришёл и по шанешку пришёл. Хозяин во дому, что Адам в раю, а хозяйка во дому, что оладья во меду».
Хозяину и хозяйке, не пустившим в избу славельщиков, поют: «Хозяин во дому, что дьявол в аду» и приговаривают трижды: «Не крещёна изба».
Днём группами в 5-10 человек ребятишки ходят с мешком и поют, так сказать, задним числом, под окнами «Коляду»: «Коляда, Коляда, накануне Рождества! Кто не даст пирога, то корову за рога, телку за холку, быка за хвост, на великий пост». Собранные деньги «славельщики» и «колядовщики» делят между собой, а подаяния наутро продают на орехи и т. п.
Во многих селениях ходят со «звездою» и поют «Виноградье моё, красно-зеленое». Ранее в этом хождении участвовали взрослые, затем традицию подхватили дети и юноши.
В день Рождества, после церковной службы каждое семейство разговляется у себя дома и предается отдохновению. С обеда или уже в «пауженну пору» являются первые гости, составляются компании для последующих домашних и уличных гулянок. Если Рождество не является съезжим праздником, то после трёх дней шумное веселье затихает, а посещения гостей прекращаются лишь после Крещения.
Подготовил
Анатолий МЯСНИКОВ