Какой будет Тюмень в 2040 году? Что мы увидим с балкона своей квартиры уютные зеленые микрорайоны или утопающий в суете деловой центр? Куда и на чем поедем отдыхать на выходные?
Ответы на эти, казалось бы, очень частные вопросы можно получить уже сейчас. И не обязательно изобретать для этого машину времени, можно заглянуть... в генплан развития города.
Внесение изменений в основной градостроительный документ обсуждали два дня - 6 и 7 декабря на публичных слушаниях в большом зале городской Думы. Изменения разработала омская ассоциация компаний «Град». Ей и первое слово.
По мнению архитектора проекта Ирины Стуканевой, Тюмень-2040 - это активно развивающийся город с большим объемом инвестиций в производство и жилищное строительство. Самая гостеприимная земля, место, где каждый сможет найти себе работу, образование, получить медицинскую помощь.
- Исторически город представляет собой триединство - три района, разделенных между собой рекой Турой и железнодорожной магистралью. Административно-деловой центр города мы продлили в заречную часть. На въездах создали шесть зон «вестибюльного» характера, которые помогут разгрузить центр. Студенческий кампус - со стороны Екатеринбурга, деловой центр - в районе аэропорта Плеханово, промзоны - со стороны Старого Тобольского тракта. Перспективным районом для развития многоэтажного жилого строительства по-прежнему остается Восточный, - рассказала Ирина Стуканева.
Исторический центр планируют, по возможности, сохранить малоэтажным и разгрузить от автомобилей. В качестве основных элементов так называемого транспортного каркаса предлагают принять существующие узлы. Но это уже инженерная составляющая проекта, о которой рассказал главный инженер Сергей Фигуренко. Так, запланировано строительство пяти новых мостов - автомобильных и железнодорожных. Планируется завершить первый автодорожный обход, перенести грузовой двор станции Тюмень на Войновку, развивать междугородные сообщения и городской общественный транспорт (в частности, запустить трамвайную линию). Фигуренко сказал и об увеличении протяженности улично-дорожной сети, а также предложил построить четыре автостанции, чтобы людям удобно было пересаживаться с пригородного транспорта на городской общественный.
Смотреть и слушать было интересно. Но вся эта идиллическая картина, все складные слова о «гостеприимной земле», сохранении исторического центра города и создании новых зеленых зон многим тюменцам, принявшим участие в слушаниях, показались утопией.
Создалось впечатление, что за проектом, который предлагает «Град», архитекторы и инженеры не видят живого города. Города, в котором нам жить, работать, воспитывать детей. Города, чьим воздухом нам дышать. Это отметила преподаватель Галина Медведева:
-
Ваша концепция получилась утилитарной, прагматичной, ей не хватает философии. Какой геопродукт мы увидим в 2040 году? Это будет «тихий» город? Город интеллигентов? Обслуживающего персонала? Культурная столица? Какова будет наша особенность и какие социальные слои мы получим через несколько лет?
-
Это будет город нового качества жизни, административно-деловой центр, город бизнесменов, сервиса, науки. Город «белых воротничков», - ответила Ирина Стуканова.
-
Откуда возникло фантазийное решение пустить трамвай? У нас же нет ни одного свободного клочка земли, который можно отдать под рельсы! Не проще ли вернуться к троллейбусной схеме, которую несколько лет назад полностью разрушили? - спросил житель города Александр Симонов.
-
Мы не рассматриваем источник электродвижущей силы как единственный. Говорим в принципе о развитии альтернативных видов общественного транспорта. Чтобы решить, каких именно, необходимы техническое и экономическое обоснование, - ответил Сергей Фигуренко.
Альбина Селезнева, депутат городской Думы, поинтересовалась, предусмотрена ли централизованная канализация в районах коттеджной застройки.
- Подробные схемы есть, можно с ними ознакомиться.
Еще одна реплика Альбины Михайловны. Принимается решение о том, что пруд Чистый в районе ТЭЦ-1 утратит свой нынешний статус и превратится в технический слив. Как это возможно, если в генплане на этой территории планируется разбить дендрарий?
- Конечно, невозможно. Функциональное зонирование территории не менялось, такое решение будет незаконным, - ответила Ирина Стуканева.
К микрофону вышел Григорий Мельницер, кандидат филологических наук:
- Уже сейчас в центре Тюмени негде прогуляться с ребенком. Жалкие клочки зеленых насаждений вырубаются, территории застраиваются. Невозможно и шагу ступить, чтобы не наткнуться на припаркованный автомобиль или очередную стройку! Идеальное место для зеленого уголка - участок бывшего завода «Строймаш», но он выставлен на торги! А где будут новые зеленые зоны? Назовите конкретные места! Второе - вы говорите о сохранении архитектурного облика исторической части города. Его уже нет! Рядом со старинными особняками строятся огромные дома из красного и желтого кирпича. На каком основании? Кто подписывает эти разрешения?
Зал даже аплодировал Мельницеру. А ответы на его вопросы вряд ли достойны аплодисментов.
- Да, экспансия жилищного строительства существует. Реализация потребностей жителей центральной части города в зеленых насаждениях затруднена, и выход из положения мы видим только в строительстве набережной. Кроме того, как я уже сказала, планируется создание комплекса парков в существующей зеленой полосе вдоль Туры. Что касается застройки исторической части города, то противодействовать этому процессу сложно. Надо добиваться детализации правил застройки и землепользования, жестких регламентов, - ответила архитектор Стуканева.
Заместитель председателя городской Думы Николай Романов попросил исключить любые возможности для точечной застройки и еще раз детально проработать варианты размещения зеленых зон:
- Может быть, я смешно приведу в пример Нью-Йорк. Но там есть центральный парк, куда люди могут приехать и провести в нем целый день - он привлекательный, с развитой инфраструктурой. У нас нет ни одного такого парка.
Кроме того, Николай Владимирович поставил вопрос о создании института реализации генплана. По его мнению, это единственный способ контролировать исполнение документа. Но прежде чем утвердить генплан со всеми изменениями, архитекторы и экологи настаивают на их градостроительной и экологической экспертизах.