Медиакарта
17:05 | 25 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

«Жизель» - танец любви и смерти

«Жизель» - танец любви и смерти
20:30 | 17 января 2012

Хрупкой крестьянской девушке по имени Жизель никто не сказал, что увлекаться прекрасными незнакомцами, особенно если они похожи на принцев, а утверждают, что крестьяне, - никак нельзя.

Хотя, нет. Мудрая мама пыталась вразумить юную Жизель. Но молодость -романтическая пора с ее нехитрыми мечтами - взяла свое.

И вот маленькая Жизель узнает, что ее возлюбленный Лойс - на самом деле граф Альберт, и у него имеется роскошная благородная невеста. А Жизель - сломанная кукла, балерина, качающаяся на одной ножке... Ей остается, как яркой и веселой бабочке-однодневке, только умереть, взмахнув на прощание крылышками.

Во вторник в филармонии Русский национальный балет Елены и Сергея Радченко представил тюменской публике «Жизель» -произведение французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. Оно давно стало мировой классикой.

Кажется, зрительский интерес к этой постановке даже выше, чем к знаменитой «Золушке», хотя у обоих балетов богатейшая история, в основе которой лежит, конечно, любовь. К сожалению, мы уже никогда не увидим, как танцевала великая балерина Карлотта Гризи. Но ее имя вряд ли забудут, потому что два не менее великих человека - хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье - были влюблены в Карлотту и создали для нее «Жизель».

... Темно-красные кулисы открыли нам декорации: деревушка в горах, окруженная лесами и виноградниками, где и разворачивается трагедия любви. На этих просторах порхают Жизель и Альберт Русского национального балета -Марьяна Чемалина и Михаил Михайлов. Они не просто показывают балет, они играют драматическую сказку. В одном из интервью Марьяна Чемалина говорила о том, что именно драматически е сцены давались ей на репетициях с большим трудом - они далеки от классических балетных канонов, а значит, и подхода требуют иного. Танцоры именно играют юную любовь, когда ничто - ни заверения взрослых, ни наличие вроде бы законной невесты - не может вразумить влюбленных. Их прыжки легки, жесты скромны, а счастье - безгранично.

Но, конечно, все это только иллюзия - наивная до курьеза. И появляется поклонник Жизели лесничий Ганс, и развенчивает миф, заставляя девушку терять рассудок и ломаться. Никто не может помочь: рожденная только для любви девушка не выдерживает первого же разочарования.

А что же кавалеры? Манерный красавец граф стоит столбом, изредка протягивая в молящем жесте руки, а лесник Ганс, на время обезумевший от ревности, прикрывает голову руками. Им неловко смотреть на безумную Жизель, а ведь еще минуту назад оба задыхались от любви к ней.

Но они еще наверстают упущенное, вдоволь настрадаются во втором действии, когда ночью по очереди придут на могилу Жизели. Ночь - странное время суток, и создателям балета удалось это показать. Ночью становятся видны мифологические девы Виллис - по преданию это невесты, умершие до свадьбы. Они вызовут тень Жизель, увлекут ее в свой хоровод, а затем накажут Ганса за ревность и черствость, столкнут в озеро. Захотят сделать то же и с графом Альбертом, но тень Жизели сумеет их остановить. Ах, где же легкость юной крестьянки? Где наивные глаза? Марьяна Чемалина преобразила Жизель, сделав ее порождением потустороннего мира, но порождением прелестным и по-прежнему помнящим о своей любви к графу.

Приближается рассвет. Власть Виллис тает. Сливаясь с предрассветным туманом, они исчезают, а Жизель прощается со спасенным любимым. Альберт может падать без чувств, метаться, но сцене, тщетно взывая к исчезнувшей Жизели, удаляться с цветком в руках или рыдать на плече верного оруженосца... но история любви закончилась.

Зал, не решавшийся шуметь во время драматических сцен, аплодирует. Опускается занавес.

Автор: Оксана Чечета