Медиакарта
4:28 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нагадали дорогу недальнюю

Нагадали дорогу недальнюю
20:55 | 17 января 2012

Больше чем за сорок лет соседства многонациональное население Тюмени так и не сумело отказаться от стереотипов, связанных с цыганским народом.

Не так давно в микрорайоне Тура появились листовки, автор которых призывает местных жителей воспротивиться переселению цыган из строящегося Европейского микрорайона в район Лесобазы. Свой призыв он аргументирует жестко и безапелляционно - перечисляет основные, на его взгляд, «достоинства» цыган. Дескать, и детей они с машинами крадут, и наркотиками торгуют, и людей обманывают...

Мы с фотокорреспондентом Галей Безбородовой решили не верить безоговорочно листовкам, пошли в Нахаловку сами. Из-за покосившегося домика навстречу нам выбежал чернявый мальчишка:

  • Вам кого? Барона? А зачем? А откуда вы и как вас зовут?

Выдержав экзамен и заручившись доверием паренька, мы были приглашены следовать за ним.

  • Заходи! - он открыл перед нами дверь одного из домиков. - Прям так заходи, в обуви!

Босиком здесь и, правда, было бы холодно. Пол сильно просел, а небольшая самодельная печка, хоть и дымит изо всех сил, но обогреть всего дома не может, потому что и в окна поддувает, и стены уже в некоторых местах с зазорами.

  • Да-а-а, а когда-то это был самый красивый и большой дом в таборе, - выходит нам навстречу хозяин. -Мы его с отцом и с братьями сами строили. А вы, что же, из газеты? Про то, что мы детей воруем и машины угоняем, писать будете?

Цыгане из Заречного микрорайона сильно обиделись на те листовки. Нет, они и раньше, конечно, знали, как относятся к ним многие горожане, но чтобы до такого.

  • А ведь те, кто такие вещи про нас пишет, наверняка, ни разу в жизни с цыганами-то и не общались, - говорит встретивший нас в своем доме мужчина, брат местного барона Тома Михай.

Он до сих пор вспоминает те годы, когда в Нахаловке бок о бок с ними жили русские, татары. Да кто только не жил! По национальностям соседи друг друга не делили: вместе гуляли на свадьбах, вместе справляли все праздники, вместе воспитывали детей.

  • Представьте, русские и татарские дети вперед своего языка на цыганском говорили, - улыбается Тома. - С некоторыми семьями мы до сих пор общаемся. Они уже квартиры давно получили, но часто приходят к нам в гости.

А цыганская община так и осталась в домах, которые своими руками построили еще в августе 1975 года. Врос корнями кочевой народ в тюменскую землю, прижился на одном месте.

  • Да мы когда кочевыми-то были? У-у-у-у, как давно, - продолжает Тома Михай. - Я только по рассказам отца о кибитках и лошадях помню. А когда мы из Молдавии в Тюмень приехали, сразу решили, что надолго здесь останемся. Понравился нам город очень.

Стройку развернули на пустыре, который постоянно подтоплялся. Цыгане мешками таскали песок с карьера, чтобы сделать дамбу. Брусья, доски и фанеру покупали на ДОКе «Красный Октябрь».

  • Покупали, не крали! - поднимает вверх палец Тома Михай. - Тогда наши ребята и деньги хорошие зарабатывали: кто на стройку устроился, а кто вахтами на Север ездил.

  • И русские нам, кстати, очень помогали, - присоединяется к разговору жена Томы Михая Докис. - Хлебом делились, картошкой, вещами.

Но, наткнувшись на строгий взгляд мужа, осекается. Улыбаясь, косится на главу семейства: дескать, перебивать мужчину у нас не принято, вот пусть он и рассказывает дальше.

Вообще, традиции в таборе соблюдаются очень строго. Здесь все у всех на виду: если кто провинился, собирают общий совет.

  • На несколько месяцев запрещаем из дома выходить, на свадьбах бывать и на праздниках, - говорит Тома. - По-нашему, это строгое наказание. Потому что, какая жизнь без праздника?

Правда, пока что в зареченском таборе не до праздников. Вот уже почти год цыгане сидят на чемоданах и ждут, как решится их судьба.

  • Мы даже дров на эту зиму не заготовили, вот топим печи остатками, - говорит Тома. - Надеялись, что осенью уже сможем переехать в новые дома.

Весной строительная компания «Партнер-Инвест», которая возводит возле Нахаловки микрорайон «Европейский», уже даже отвела для зареченских цыган землю недалеко от другой цыганской общины - Виноградовской, в поселке ММС. Но тамошние цыгане оказались против. Тогда строительным забором обнесли другой участок земли - ближе к новым коттеджным поселкам. И здесь на тропу войну вышли жители этих коттеджей. Отказались от грозившего им соседства.

И вот теперь третья попытка -зареченских цыган хотят переселить на Лесобазу. Почти одновременно с началом стройки (недалеко от завода «Тисма») в микрорайоне Тура и появились листовки.

  • Обидно все это, - вздыхает Михай. - Мы-то сами понимаем, что оставаться здесь не сможем. Здесь же Европейский район будет. Ну, а мы что? Мы люди скромные. Готовы переехать, куда скажут. Но вопрос: куда?

Пока мы разговариваем с братом барона, в дом то и дело забегают дети. Среди них наш знакомый паренек - его зовут Дантес. С ним - его братья Саид и Лали. Они позируют перед Галиной фотокамерой, таскают на руках маленькую Яну, свою сестричку.

  • Это все мои внуки, - гордо улыбается Михай и что-то подсчитывает в уме. - Всего их у меня, наверное, тридцать. Ну, и вот скажите, для чего нам еще чужих детей красть? И про наркотики... Да если бы мы ими торговали, мы бы так жили?

  • А гадать - гадаем, - говорит хозяйка дома Докис. - Какая же цыганка без гадания? Женщины наши и сами по городу ходят, и к нам сюда люди приходят. Но ни у кого же денег мы насильно не забираем. Кто чем помогает, тому и рады. А парни вон металлолом собирают и сдают. Так и зарабатываем.

Но Тома Михай мечтает о другой жизни для своих детей, внуков и правнуков. Мечтает, что вот сейчас построят на Лесобазе дома, а через некоторое время - школу.

  • Мы письмо нашему губернатору писали, чтобы помог, - говорит Тома. - Чтобы власти включили строительство школы в программу на следующий год.

А еще цыгане написали письма в областную прокуратуру, чтобы контролирующие органы обратили внимание на нынешнюю криминогенную обстановку в микрорайоне Тура.

  • Там ведь и сейчас преступлений достаточно совершается, - говорит Михай. - А только мы туда переедем, все это сразу же на нас запишут. Мы же, наоборот, беремся следить за порядком там, где будем жить.

  • А кто письма писал? - спрашиваю у Томы.

  • Как кто? Я сам и писал! Да, знаем, многие думают, что мы совсем безграмотные, - грустно улыбается он.

Провожая нас, Докис тихо, смущаясь, говорит:

  • Вы только дома-то наши старые не фотографируйте, а то неудобно. Люди посмотрят и опять скажут: вон они, как некрасиво живут, а мы же только из-за нужды так, доченька. Как уже хочется жить, как все, - в теплых, красивых домах! И чтобы никто ниоткуда не гнал.
Автор: Мария Самаркина