Между частными домами N 107 и N 109 на улице Дружбы есть узкий проход, который и заметишь не сразу. Пара досок, брошенных меж двух серых заборов, - осенью здесь грязно, зимой - скользко. Проходишь по дощатому настилу и оказываешься на улице имени вечного праздника - Новогодней.
Такое название ей присвоили решением исполкома Тюменского городского совета депутатов от 29 декабря 1958 года. Тем же решением обязали товарища Яркова, заведующего горкомхозом, на территории колхоза имени Менжинского, к которому тогда относилась улица, произвести набивку номеров и уличных аншлагов.
Городские службы, ответственные за адресное хозяйство, работают хорошо - заржавевшие номера и таблички времен товарища Яркова давно заменили на современные, ярко-синие. А старые дома стоят... Почерневшие от времени, под пуховыми снежными шапками, о которых предусмотрительно позаботилась вчера небесная канцелярия. В одном из этих домов живет семидесятилетняя баба Галя Ганихина, одна из последних старожилов улицы Новогодней.
... Баба Галя завтракает за столом на кухне. По дому разносится запах щей, жарко натоплена печка. Из-под широкой плиссированной красной юбки выглядывает рыжая собачонка Янка. Сын бабы Гали называет собачонку «звонком», потому что толку в охране от нее никакого - только лает.
Баба Галя отодвигает тарелку. Она спокойно встречает незваных гостей и вроде даже рада поговорить с нами о том, что внуки, уже, может быть, не захотят слушать. О своей молодости, о том, какой улица Новогодняя была раньше.
- Первые дома - деревянные, на две половины - здесь построили в 1958 году от компании «Тюменьсельстрой», для своих рабочих. Выписывали лес, кто мог -сами строились. Раньше напротив была пилорама, потом автобаза. Мы с мужем Поликарпом переехали в новый дом в 1961 году, как раз под Новый год. Смеялись еще - Новый год - Новогодняя... - улыбается Галина Александровна. -Откуда это название пошло, и сами не знаем. В шестидесятые нам разве до этого было!
В шестидесятые надо было строить свою жизнь, воспитывать детей. Галина Александровна работала на овчинно-меховой фабрике, в цехе первичной обработки. Тяжелые овчины замачивала в воде, вытаскивала, обрабатывала. На фабрике познакомилась со своей подругой Стешей, которая до сих пор нет-нет да и зайдет в гости. Баба Стеша живет на соседней улице - Магаданской. А на Новогоднюю ходит по воду с тяжелыми санями и флягой. Обледеневшая колонка стоит в самом начале улицы и часто перемерзает. Но у нее по-прежнему собирается много народу, хотя в некоторые дома, такие, как деревянная двухэтажка дальше по улице, проведена вода.
Вера Михайловна живет здесь на первом этаже много лет. Когда-то встала на очередь по получению жилья как многодетная мать с тремя детьми. А сейчас у нее уже подрастают шесть внуков.
- Боишься, как бы не взлететь на воздух со всем этим добром, -говорит она, видимо, имея в виду пожароопасную обстановку в старом доме.
Поэтому здесь Новый год не очень-то празднуют. Но над дверями прицепили маленькую еловую веточку - вроде как положено, праздник же. Семьи ждут переселения.
Баба Галя Ганихина - не ждет. Говорит, что людям его обещают с 1968 года, а толку нет.
Она, наверное, и не хотела бы уезжать. Ведь здесь, на улице Новогодней, вся ее жизнь прошла.
- Жили дружно, по-суседски. Раньше бегали вместе кататься на горку, на автоколонну 1228, праздники справляли всей улицей. Соберемся в одном доме, потом к другому перейдем, да все с гармонью!
Вспоминает, вроде, о радостном, а глаза наполняются слезами. Может, потому, что никого из тех людей, с кем делила и грусть, и радость, уже не осталось? Из старожилов - один Аркадий Одношеин из первого дома.
- Ну, а был такой праздник, баба Галя, чтобы на всю жизнь запомнился?
Она смеется:
-
Запомнился тот год, когда праздновать собрались, а шампанского не припасли. И пришлось весь день стоять в очереди, чуть не по головам пробираться за этим шампанским. У меня в тот год с 30 на 31 декабря внук Артем родился! Ему сейчас 24, значит, было это... в 1987-м!
-
Вы были здесь счастливы?
-
Конечно! Мы жили дружно, никогда ничего не делили. Все друг друга знали и не прятались. А сейчас что? Сосед соседа не знает. Все заборов понаставили.
-
Почему люди так меняются?
-
Не знаю. Наверное, раньше проще жили, и таить было нечего.
Улица Новогодняя длинная - тянется до микрорайона СМП. Длинная и очень разная. Есть на ней ухоженные маленькие особнячки, есть разрушенные деревянные дома, зияющие пустыми провалами окон. Где-то жильцы вставляют и утепляют новые пластиковые окна, где-то делают генеральную уборку - готовятся к праздникам.
А баба Галя уже два года не наряжает елку. Говорит, внуки выросли, а сама она не в том возрасте, когда хочется отмечать. Потому что знает, праздники проходят - жизнь продолжается.