Пронизывающий ветер. Мороз под минус 30. Под ногами - крутой кипяток. В таких условиях вчера почти 10 часов работали аварийные бригады на устранении повреждения магистральной теплотрассы по улице Горького.
Еще до того, как горячая вода вырвется из трубы на поверхность, признаки неблагополучия теплотрассы становятся видны на мониторах диспетчерской службы. Благодаря датчикам, установленным в контрольных точках на границах магистральных и разводящих сетей (их более 150), в компьютерную базу автоматизированной системы учета тепловой энергии поступают сигналы о падении давления на определенном отрезке магистрали. Раньше точное место утечки искали довольно долго. Но внедренная в прошлом году система АСКУТЭ сузила территорию поиска. Хотя не отменила полностью человеческий фактор. Без помощи так называемого «слухача», то есть специалиста, вооруженного акустическим тече-искателем, не всегда можно обойтись. Правда, на этот раз его услуги не понадобились. АСКУТЭ показала довольно точные ориентиры.
Первая бригада прибыла на объект в полдень. В ее задачу входило вскрыть трассу и начать откачку воды. При повреждении трубы большого диаметра (в данном случае - 400 мм) на это уходит несколько часов. Продолжительность работ зависит от того, насколько оперативно обнаружено повреждение, от его размеров, локализации, расположения теплотрассы и технических возможностей.
В районе, который был запитан от поврежденной теплотрассы, располагалось около сотни жилых домов. Специалисты компании «Фортум» искали, как свести к минимуму отключение жилого сектора. Решение было найдено примерно к половине третьего. Около 40 домов переключили на резервную линию. Но еще пятьдесят остались в зоне отключения. Все понимали - надо спешить.
В отопительный период, максимально разрешенный период отключения жилых домов от теплоснабжения составляет не более суток. Если тепловики укладываются в сроки - чрезвычайной ситуации удается избежать. Порыв классифицируется как повреждение, а не авария или ЧС. Но если по какой-то причине уложиться в сроки не удастся - риск размораживания систем отопления в жилых домах резко возрастает. Увеличиваются и затраты на ликвидацию последствий.
К шести-семи часам вечера, когда воду из котлована откачали, слесари добрались до поврежденной трубы. Первыми в парящий котлован спустились слесари по ремонту тепловых сетей Владимир Горяев и Василий Крашенинников. Под ногами у них хлюпала горячая вода, которая продолжала сочиться из поврежденной теплотрассы, насыщенная влагой земля скользила, видимость снижали плотные клубы пара. Почти на ощупь слесари провели первоначальный осмотр и диагностику. Оказалось, что течь дала не сама труба (ранее предполагалось, что ее железное 20-летнее тело просто съела коррозия), а переходник компенсатора. Он устанавливается на стыке труб для компенсации при тепловом расширении.
Чтобы подготовить фронт работ для сварщиков, первая группа демонтировала лопнувший сальник и установила на его место новенькую врезку. Но оказалось, что теплотрасса в этом месте имеет свои скрытые особенности. Труба лежит слишком низко. Сварщикам не удастся подобраться к ней снизу. И опытные сварщики предложили трубу «прооперировать». То есть вырезать окошко сверху и через него заварить шов внизу.
К хирургическим манипуляциям на трубе около восьми часов вечера приступили сварщики Андрей Чуклин, Юрий Сурков и Владимир Нохрин. Кому из них и что делать, было расписано как по нотам, чтобы не было ни минуты простоя. Владимир готовит один стык, а работающие в паре Юрий и Андрей заваривают шов. Затем на очереди - второй, третий, и под конец - закрывают вспомогательное «окошко», которое вырезано в трубе.
Время не терпит. Да и просто холодно. Одежда насквозь пропитывается горячим паром, намокает, и чуть только высунешься из котлована - сразу становится колом. Не выдерживают и «болотники» - резина лопается от перепада температур (температура теплоносителя плюс 115 градусов). Чтобы снова вернуться в «горячую точку», приходится долго просушивать одежду и отогреваться в дежурной машине.
Но никто из тех, кто проводит сутки в экстремальных условиях, не считает, что совершает подвиг. Говорят - просто работают на совесть. И менять этот «экстрим» ни на что не собираются. К примеру, сварщик Андрей Чуклин для себя это решил окончательно. Ему есть с чем сравнивать. Десять лет он отработал на предприятии «Сургутэнергомонтаж», занимался монтажом и ремонтом котлового оборудования для ТЭЦ и ГРЭС. В те годы, шутит, он был на высоте, а сейчас стал ближе к земле. О чем не жалеет нисколько. Здесь его греет не только зарплата, но понимание: то, что ты делаешь, необходимо людям ... Иногда без этого ощущения всякая работа теряет свой смысл.
... К 22.00 работы в котловане завершили. Постепенно, чтобы не было гидроудара, трассу начали заполнять теплоносителем. К трем часам ночи включили всю магистраль. Теплоноситель подали к сетям каждого отключенного жилого дома. Дело оставалось только за сантехниками управляющих компаний. От их оперативности зависело, как пройдет синхронизация, регулировка и развоздушивание стояков.
В управляющей компании «Комфорт», в которой под отключение попало четыре дома, тепло в квартиры подали уже в пять утра. А в управляющей компании «Жилищный стандарт», у которой отключенных оказалось 15, сантехники мучились с подключением отдельных многоэтажек почти до конца следующего рабочего дня. В некоторых домах проблемы с регулировкой перешли и на третьи сутки.
Специалисты признаются, что отключения-включения сказываются плохо на внутридомовых сетях. Даже после успешно проведенной операции некоторым «пациентам» требуется длительный реабилитационный период.